Электронный журнал:
дело техники… и педагогики!
дело техники… и педагогики!
Варианты программных решений для разных методик оценивания
Дилемма
Официальная версия повсеместного введения электронного журнала такова: он облегчает труд учителя, потому что позволяет не переписывать списки классов десятки раз, просто и быстро подсчитывать количество пропущенных школьниками уроков, составлять отчеты, молниеносно доводить информацию об успеваемости ребят до сведения родителей. Однако большинство педагогов не любят это нововведение, и причин на то предостаточно.
Для хорошего учителя журнал (в любых его версиях!) является раздражающим фактором. Пожалуй, нелюбовь к электронному журналу передалась по наследству от его бумажного предшественника. К ней прибавились растерянность и раздражение из-за неуверенности при работе с компьютером.
Боязнь (и вполне обоснованная!) потерять всю накопленную в электронном виде информацию заставляет одновременно вести и электронный журнал, и обычный. Эту двойную работу никто не учитывает, зато контролируют ее с усиленным рвением, потому что это делать очень просто: достаточно ввести пароль, и сразу видны и посещаемость, и прохождение материала, и отметки. Даже небольшое отклонение от программы сразу заметно всем, возможности провести одну работу, а записать другую больше нет, ведь журнал читают не только учителя, но и дети. Чтобы не снижать успеваемость, в некоторых школах требуют не выставлять в журнал плохие отметки. По той же причине теперь нельзя пригрозить двойкой и не выставить ее.
Классному руководителю трудно собрать полную информацию о своем классе, если в журнале он видит только свою страничку. Невозможно сравнить успехи своих детей с параллельным классом, доступ к другим предметникам закрыт. Оформление замен – еще одна головная боль: чтобы вписать занятие, нужен код того педагога, которого заменяют.
Электронный журнал позволяет быстро доносить всю информацию родителям, но и они теперь не обязаны тратить рабочий день, чтобы высказать свои опасения и тревоги учителям: сообщение может быть направлено сразу, и далеко не всегда его содержание приятно для педагогов. К разговору присоединяются и школьники. Оскорбить заочно проще, чем глядя в глаза…
Часто в школах только один компьютер подключен к интернету, поэтому учителя выставляют отметки по старинке, в обычный журнал, а потом один человек вносит их в электронный. Смысла в этой работе педагоги не видят.
Многие с нежеланием работают с электронным журналом, предвидя глубокие последствия быстрого донесения информации об успехах и неуспехах ребенка родителям и администрации школы. Отметка сама по себе значит очень мало в жизни школьника, куда важнее знание о ней родителей. Дилемма, перед которой рано или поздно вставал каждый ученик – рассказать о плохой отметке родителям или нет, – исчезает. Нет мучений совести, но… нет и выводов, которые в эти моменты делает растущий человек. Как это скажется на его будущем?
Помню, как я мучилась, сказать или нет родителям о записи в дневнике: «Ваша дочь увела класс в кино с занятий. Прошу срочно прийти к директору школы». Мы ходили на премьеру фильма «Ключ без права передачи» во время занятий на фабрике, где позже получили дипломы «лен- точниц третьего разряда». Мои родители об этом знали, я им с азартом рассказывала о фильме, на который только в дневное время можно было попасть. …Я долго не решалась зайти домой, знала, что мама на работе (в другой школе), а папа дома. Зашла. Говорить? Промолчать? И на следующий день соврать: мол, никто не смог прийти. Сказала, отец молча встал, мы вместе пошли к директору. Там меня ругали, требовали «принять меры», отец согласно кивал: «Да, конечно, обязательно, дома поговорим». Когда мы вышли на улицу, он улыбнулся: «Целый час потратил! Пойдем скорее домой, нужно многое сделать». В тот миг я поняла, что у меня нет никого ближе, чем мои родители, что они меня всегда выслушают, поймут, разделят ответственность. Где и как к таким решениям смогут прийти сегодняшние школьники, о всех передвижениях и неудачах которых их родителям сразу же сообщается посредством электронного журнала и дневника?
Поиск
Мы обратились к учителям разных школ, которые в числе первых начали использовать электронный журнал, с просьбой рассказать и о проблемах, с которыми они столкнулись, и о вариантах их решений. Все отметили, что выбирали электронный журнал, программа которого для них подходит лучше всего.
Школы, в которых обучение построено на создании групп, составкоторых изменяется каждую четверть, остановились на программно-информационной системе ЭлЖур (http://eljur.ru/). Необходимую для них опцию формирования множества учебных групп из списка параллели они нашли только там. Из остальных опций для них самой важной является гарантия этой системы создания бумажных копий журнала, что позволяет в течение года заполнять только электронную версию, а потом ее распечатывать и хранить положенное по закону время.
Учебные заведения, использующие нестандартные системы оценивания, например критериальное, предпочитают Дневник.Ру (http://dnevnik.ru/). Правда, при разговоре с представителями одной из таких школ выяснилось, что от критериального оценивания в чистом виде им приходится отходить. Дело в том, что оно подразумевает полное исключение влияния личностных характеристик на процесс выставления отметок: подсчитывается отдельно средний балл, полученный каждым учащимся за контрольные и итоговые работы, и средний балл за текущие отметки; за четверть или семестр выставляется отметка, за основу которой берется первый средний балл, который округляется в ту или иную сторону в зависимости от среднего балла текущих отметок.
Такая схема, возможно, очень эффективна в европейских странах и Америке, но наши школьники очень быстро сообразили, что, получая наивысшие отметки на контрольных, можно вообще не работать на обычных уроках. В то же время учителям очень жалко ребят, которые блестя- ще работают на всех уроках, но не умеют собраться и выполнить контрольные задания на «отлично» – нервничают, торопятся. В результате собирается педсовет за педсоветом, чтобы внести изменения в четко структурированную систему критериального оценивания.
Третья группа школ предпочитает работать с Городской школьной информационной системой ГШИС (http://schoolinfo.educom.ru/Login.aspx), объясняя свой выбор возможностью использования безоценочного обучения, индивидуального подхода к каждому школьнику.
Внимательно выслушав подробные объяснения всех трех групп, я пришла к выводу:
- выбор программно-информационной системы не должен быть поспешным;
- прежде чем его сделать, нужно проанализировать все предлагаемые опции, опробовать в своей школе;
- если выбранная версия не нравится или не подходит, нужно сообщить об этом ее составителям (тогда нужные опции скорее всего будут включены) и подумать о смене электронного журнала;
- на всякий случай бумажную версию журнала стоит печатать каждую четверть.
Творчество
Опции, предоставляемые программно-информационными системами электронных журналов, постоянно модифицируются и расширяются. Хорошие идеи тут же подхватываются конкурентами, вполне вероятно, скоро все версии будут представлять одинаковый набор возможностей. Но смогут ли ими воспользоваться педагоги? Мы попросили рассказать о том, как используются возможности электронного журнала в московском центре образования «Школа самоопределения» завуча Галину Александровну Бирюкову. В этом учебном заведении учителя привыкли работать творчески, вносить в учебный процесс массу придумок, позволяющих сделать образование индивидуальным, значимым для каждого ребенка.
Оказалось, что осенью 2009 года им, как и другим школам Москвы, на выбор предложили три варианта электронного журнала. Администрация приняла решение, какой из них использовать, только после того как внимательно проанализировала возможности каждого. Программа гарантировала возможность перевода электронной версии в бумажную в любой момент времени, поэтому от бумажной версии сразу отказались – не видели необходимости дублировать работу учителя.
Первая проблема, с которой столкнулся коллектив школы, – использование электронного журнала при безотметочном обучении, которая в этом образовательном учреждении длится до 7 класса. Сначала вместо отметок ставили плюсы и минусы, а развернутые характеристики по ста-
ринке писали вручную. Потом наш- ли в электронном журнале опцию «комментарий», использование которой позволило учителям быстро давать содержательную оценку учебы школьников. Между прочим, печатать комментарии легче, чем писать от руки! Данная опция помогла и ребятам, потому что позволила быстро и без труда читать полученные от учителей характеристики, не мучаясь от невозможности разобрать почерк педагога, написавшего за день 20–30 (а то и больше!) комментариев. По договоренности с ребятами и их родителями стали выделять в журнале цветом отметки, полученные за разные виды деятельности, не только за текущие ответы и контрольные, но и за доклады, творческие работы и многое другое. Теперь каждый открывший журнал сразу понимает, за что именно получена ребенком отметка, над чем ему (с помощью учителя!) стоит поработать.
Научились использовать систему «накопительного оценивания», которое позволяет суммировать баллы от нуля до трех для выставления обычных отметок. Электронный журнал позволяет это делать очень быстро. Особенно ценной опцией электронного журнала в «Школе само-определения» считается «Портфолио», в котором каждый ребенок может накапливать материалы и документы, которые он считает наиболее важными, демонстрирующими его успехи и возможности. Туда же могут выкладывать грамоты и дипломы учителя-предметники, классный руководитель. В конце учебного года в классах проводится демонстрация накопленных портфолио – в разных формах, которые еще разрабатываются.
Некоторые педагоги выставляют в электронный журнал отметки за итоговые работы сразу, независимо от того, хорошие они или требуют исправления. При этом с родителями заранее оговаривается: отметку можно и нужно исправить, для чего проводится специальная работа и отводится конкретный, заранее оговариваемый срок. После того как ребенок смог получить лучшую (желаемую) отметку, старая просто заменяется на новую, без всяких условий. В результате у учителей, которые не стремятся подловить своих учеников на незнании материала, но хотят, чтобы все ребята научились и имели хорошие отметки, отпала необходимость вести тетрадь с личными записями и выставлять туда отметки, требующие исправления.
Другие педагоги, напротив, заранее объясняют родителям, что не выставляют плохие отметки в электронный журнал, чтобы не травмировать ребят. Однако родители должны понимать: если их ребенок давно не имеет отметок по предмету, это значит, что он что-то не выучил и нужно ему помочь, проследить за его работой.
В общем, оказалось, что электронный журнал – огромное поле для творчества педагога. Главное - помнить: это творчество должно служить детям.
Официальная версия повсеместного введения электронного журнала такова: он облегчает труд учителя, потому что позволяет не переписывать списки классов десятки раз, просто и быстро подсчитывать количество пропущенных школьниками уроков, составлять отчеты, молниеносно доводить информацию об успеваемости ребят до сведения родителей. Однако большинство педагогов не любят это нововведение, и причин на то предостаточно.
Для хорошего учителя журнал (в любых его версиях!) является раздражающим фактором. Пожалуй, нелюбовь к электронному журналу передалась по наследству от его бумажного предшественника. К ней прибавились растерянность и раздражение из-за неуверенности при работе с компьютером.
Боязнь (и вполне обоснованная!) потерять всю накопленную в электронном виде информацию заставляет одновременно вести и электронный журнал, и обычный. Эту двойную работу никто не учитывает, зато контролируют ее с усиленным рвением, потому что это делать очень просто: достаточно ввести пароль, и сразу видны и посещаемость, и прохождение материала, и отметки. Даже небольшое отклонение от программы сразу заметно всем, возможности провести одну работу, а записать другую больше нет, ведь журнал читают не только учителя, но и дети. Чтобы не снижать успеваемость, в некоторых школах требуют не выставлять в журнал плохие отметки. По той же причине теперь нельзя пригрозить двойкой и не выставить ее.
Классному руководителю трудно собрать полную информацию о своем классе, если в журнале он видит только свою страничку. Невозможно сравнить успехи своих детей с параллельным классом, доступ к другим предметникам закрыт. Оформление замен – еще одна головная боль: чтобы вписать занятие, нужен код того педагога, которого заменяют.
Электронный журнал позволяет быстро доносить всю информацию родителям, но и они теперь не обязаны тратить рабочий день, чтобы высказать свои опасения и тревоги учителям: сообщение может быть направлено сразу, и далеко не всегда его содержание приятно для педагогов. К разговору присоединяются и школьники. Оскорбить заочно проще, чем глядя в глаза…
Часто в школах только один компьютер подключен к интернету, поэтому учителя выставляют отметки по старинке, в обычный журнал, а потом один человек вносит их в электронный. Смысла в этой работе педагоги не видят.
Многие с нежеланием работают с электронным журналом, предвидя глубокие последствия быстрого донесения информации об успехах и неуспехах ребенка родителям и администрации школы. Отметка сама по себе значит очень мало в жизни школьника, куда важнее знание о ней родителей. Дилемма, перед которой рано или поздно вставал каждый ученик – рассказать о плохой отметке родителям или нет, – исчезает. Нет мучений совести, но… нет и выводов, которые в эти моменты делает растущий человек. Как это скажется на его будущем?
Помню, как я мучилась, сказать или нет родителям о записи в дневнике: «Ваша дочь увела класс в кино с занятий. Прошу срочно прийти к директору школы». Мы ходили на премьеру фильма «Ключ без права передачи» во время занятий на фабрике, где позже получили дипломы «лен- точниц третьего разряда». Мои родители об этом знали, я им с азартом рассказывала о фильме, на который только в дневное время можно было попасть. …Я долго не решалась зайти домой, знала, что мама на работе (в другой школе), а папа дома. Зашла. Говорить? Промолчать? И на следующий день соврать: мол, никто не смог прийти. Сказала, отец молча встал, мы вместе пошли к директору. Там меня ругали, требовали «принять меры», отец согласно кивал: «Да, конечно, обязательно, дома поговорим». Когда мы вышли на улицу, он улыбнулся: «Целый час потратил! Пойдем скорее домой, нужно многое сделать». В тот миг я поняла, что у меня нет никого ближе, чем мои родители, что они меня всегда выслушают, поймут, разделят ответственность. Где и как к таким решениям смогут прийти сегодняшние школьники, о всех передвижениях и неудачах которых их родителям сразу же сообщается посредством электронного журнала и дневника?
Поиск
Мы обратились к учителям разных школ, которые в числе первых начали использовать электронный журнал, с просьбой рассказать и о проблемах, с которыми они столкнулись, и о вариантах их решений. Все отметили, что выбирали электронный журнал, программа которого для них подходит лучше всего.
Школы, в которых обучение построено на создании групп, составкоторых изменяется каждую четверть, остановились на программно-информационной системе ЭлЖур (http://eljur.ru/). Необходимую для них опцию формирования множества учебных групп из списка параллели они нашли только там. Из остальных опций для них самой важной является гарантия этой системы создания бумажных копий журнала, что позволяет в течение года заполнять только электронную версию, а потом ее распечатывать и хранить положенное по закону время.
Учебные заведения, использующие нестандартные системы оценивания, например критериальное, предпочитают Дневник.Ру (http://dnevnik.ru/). Правда, при разговоре с представителями одной из таких школ выяснилось, что от критериального оценивания в чистом виде им приходится отходить. Дело в том, что оно подразумевает полное исключение влияния личностных характеристик на процесс выставления отметок: подсчитывается отдельно средний балл, полученный каждым учащимся за контрольные и итоговые работы, и средний балл за текущие отметки; за четверть или семестр выставляется отметка, за основу которой берется первый средний балл, который округляется в ту или иную сторону в зависимости от среднего балла текущих отметок.
Такая схема, возможно, очень эффективна в европейских странах и Америке, но наши школьники очень быстро сообразили, что, получая наивысшие отметки на контрольных, можно вообще не работать на обычных уроках. В то же время учителям очень жалко ребят, которые блестя- ще работают на всех уроках, но не умеют собраться и выполнить контрольные задания на «отлично» – нервничают, торопятся. В результате собирается педсовет за педсоветом, чтобы внести изменения в четко структурированную систему критериального оценивания.
Третья группа школ предпочитает работать с Городской школьной информационной системой ГШИС (http://schoolinfo.educom.ru/Login.aspx), объясняя свой выбор возможностью использования безоценочного обучения, индивидуального подхода к каждому школьнику.
Внимательно выслушав подробные объяснения всех трех групп, я пришла к выводу:
- выбор программно-информационной системы не должен быть поспешным;
- прежде чем его сделать, нужно проанализировать все предлагаемые опции, опробовать в своей школе;
- если выбранная версия не нравится или не подходит, нужно сообщить об этом ее составителям (тогда нужные опции скорее всего будут включены) и подумать о смене электронного журнала;
- на всякий случай бумажную версию журнала стоит печатать каждую четверть.
Творчество
Опции, предоставляемые программно-информационными системами электронных журналов, постоянно модифицируются и расширяются. Хорошие идеи тут же подхватываются конкурентами, вполне вероятно, скоро все версии будут представлять одинаковый набор возможностей. Но смогут ли ими воспользоваться педагоги? Мы попросили рассказать о том, как используются возможности электронного журнала в московском центре образования «Школа самоопределения» завуча Галину Александровну Бирюкову. В этом учебном заведении учителя привыкли работать творчески, вносить в учебный процесс массу придумок, позволяющих сделать образование индивидуальным, значимым для каждого ребенка.
Оказалось, что осенью 2009 года им, как и другим школам Москвы, на выбор предложили три варианта электронного журнала. Администрация приняла решение, какой из них использовать, только после того как внимательно проанализировала возможности каждого. Программа гарантировала возможность перевода электронной версии в бумажную в любой момент времени, поэтому от бумажной версии сразу отказались – не видели необходимости дублировать работу учителя.
Первая проблема, с которой столкнулся коллектив школы, – использование электронного журнала при безотметочном обучении, которая в этом образовательном учреждении длится до 7 класса. Сначала вместо отметок ставили плюсы и минусы, а развернутые характеристики по ста-
ринке писали вручную. Потом наш- ли в электронном журнале опцию «комментарий», использование которой позволило учителям быстро давать содержательную оценку учебы школьников. Между прочим, печатать комментарии легче, чем писать от руки! Данная опция помогла и ребятам, потому что позволила быстро и без труда читать полученные от учителей характеристики, не мучаясь от невозможности разобрать почерк педагога, написавшего за день 20–30 (а то и больше!) комментариев. По договоренности с ребятами и их родителями стали выделять в журнале цветом отметки, полученные за разные виды деятельности, не только за текущие ответы и контрольные, но и за доклады, творческие работы и многое другое. Теперь каждый открывший журнал сразу понимает, за что именно получена ребенком отметка, над чем ему (с помощью учителя!) стоит поработать.
Научились использовать систему «накопительного оценивания», которое позволяет суммировать баллы от нуля до трех для выставления обычных отметок. Электронный журнал позволяет это делать очень быстро. Особенно ценной опцией электронного журнала в «Школе само-определения» считается «Портфолио», в котором каждый ребенок может накапливать материалы и документы, которые он считает наиболее важными, демонстрирующими его успехи и возможности. Туда же могут выкладывать грамоты и дипломы учителя-предметники, классный руководитель. В конце учебного года в классах проводится демонстрация накопленных портфолио – в разных формах, которые еще разрабатываются.
Некоторые педагоги выставляют в электронный журнал отметки за итоговые работы сразу, независимо от того, хорошие они или требуют исправления. При этом с родителями заранее оговаривается: отметку можно и нужно исправить, для чего проводится специальная работа и отводится конкретный, заранее оговариваемый срок. После того как ребенок смог получить лучшую (желаемую) отметку, старая просто заменяется на новую, без всяких условий. В результате у учителей, которые не стремятся подловить своих учеников на незнании материала, но хотят, чтобы все ребята научились и имели хорошие отметки, отпала необходимость вести тетрадь с личными записями и выставлять туда отметки, требующие исправления.
Другие педагоги, напротив, заранее объясняют родителям, что не выставляют плохие отметки в электронный журнал, чтобы не травмировать ребят. Однако родители должны понимать: если их ребенок давно не имеет отметок по предмету, это значит, что он что-то не выучил и нужно ему помочь, проследить за его работой.
В общем, оказалось, что электронный журнал – огромное поле для творчества педагога. Главное - помнить: это творчество должно служить детям.