По мнению психологов, сущность личностного самоопределения как психологического явления, возникающего на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста, заключается в формировании представления о себе и о мире. Личностное самоопределение ориентировано в будущее и связано с планированием жизни и выбором профессии, но к нему не сводится.
Об активно идущем процессе самоопределения, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение. Этот факт лег в основу предлагаемой разработки.
Работа по обеспечению условий, способствующих личностному самоопределению школьников, должна осуществляться комплексно в системе разнообразных мероприятий. Можно, например, провести для учащихся 9-х – 11-х классов классный час на тему «КЕМ быть или КАКИМ быть?», который несложно адаптировать и к работе со школьниками более раннего возраста.
В этой статье будут приведены некоторые рекомендации по организации этого мероприятия, а пока несколько слов о проблеме самоопределения школьников.
Психологическая готовность учащихся к выбору профиля обучения, профессии во многом зависит от помощи взрослых (как учителей, так и родителей), которые должны создать благоприятные условия для развития личности, личностного самоопределения. Подростку необходимо вовремя помочь раскрыть собственные способности, выявить наклонности и выработать ценностные жизненные установки, адекватную самооценку, умение соотносить уровень собственных притязаний со своими реальными возможностями. Тогда ему в нужный момент несложно будет определиться в своих предпочтениях и потребностях, и мотивированное решение о выборе профессии будет принято.
Сегодня очень важно знать, что в условиях рыночной экономики учащимся в процессе обучения необходимо приобретать такие способности, которые им позволят в течение всей жизни заниматься самообразованием и относительно легко осваивать в будущем все новые и новые профессии. Чтобы современному человеку быть успешным, нужно очень многое знать и уметь, владеть несколькими специальностями. Сегодня не может быть просто учителя, просто врача и т.д. Например, хороший учитель, настоящий профессионал своего дела владеет знаниями психологии, конфликтологии, валеологии, логики, разбирается в информационных технологиях.
Поэтому современных школьников следует ориентировать на освоение нескольких специальностей. Необходимо выработать у школьников понимание того, что неверный выбор профессии, как это может выясниться в дальнейшем, никоим образом не должен приносить разочарование, а тем более стать трагедией. Ребята должны уяснить, что, во-первых, каждый имеет право на ошибку (а ошибка ли это?), а, во-вторых, в наше высокотехнологичное время, время научно-технического прогресса, необходимо осваивать множество профессий, получать как можно больше специальностей, чтобы хорошо ориентироваться в жизни и чувствовать себя уверенным. Не это ли является залогом успеха?
Если нацелить школьников на приобретение множества специальностей, воспитать в них любознательность, трудолюбие и упорство, то серьезность проблемы выбора не будет столь велика. Если на каком-нибудь курсе студент поймет, что избранная профессия ему не совсем по душе, он, тем не менее, закончит обучение и станет осваивать новую профессию, потому что четко будет понимать следующее: знания, полученные при освоении данной профессии, приобретенная специальность ему обязательно помогут в определенный момент жизни и станут трамплином для овладения другой профессией, другими специальностями. Естественно, в этом случае ни о каком стрессе, трагедии, ломке судьбы и т.п. речи уже не будет.
Классный час на тему «КЕМ быть или КАКИМ быть?» может стать очень плодотворным, если задолго до его проведения предложить учащимся хорошенько подумать на досуге над вопросами: «Достаточно ли человеку для достижения успеха одной специальности, одной профессии?», «В чем разница между профессией и специальностью?», «Какими способностями и личностными качествами должен быть наделен человек, состоявшийся как личность?» и написать на нее коротенькое эссе, которое бы отражало позицию автора. Хорошо бы еще привести по одному примеру известной личности, имеющей не одну профессию.
В начале занятия учитель знакомит ребят с его целью: составить личностный психологический портрет современного человека, состоявшегося как личность.
С целью активизации мышления учащихся классный руководитель в ходе занятия обращает внимание ребят на фразу Мейерхольда, написанную на доске: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Затем задает классу вопросы:
- к какой группе людей ребята себя причисляют,
- как это высказывание соотносится с темой занятия.
Учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать окружающих, уважительно относиться к чужому мнению.
Заслушиваются мнения школьников, желающих ответить на вопросы домашнего задания. После обсуждения темы задания учитель фиксирует на доске названия способностей и личностных качеств, которыми должен быть наделен человек по единогласному мнению ребят, состоявшийся как личность.
Далее ребята делятся на четыре группы и каждой предлагается напечатанная на листе притча. Четыре группы – четыре разные притчи (с правилами групповой работы ребят знакомят заранее). Притчи даются без указанных названий. Учитель обращает внимание ребят на смысловые особенности притчи как литературного жанра. Выбираются менеджеры команд, и учитель озвучивает общее задание: соотнести мораль притчи с задачей самоопределения личности. На подготовку дается 5 минут.
1. Жизненные ценности
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?».
СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь...».
2. Цена беспринципности
Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми:
― Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?
― Потому, что бежит в десять раз быстрее.
― Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели...
Торговец задумался ― и сбавил цену.
3. Цени, что имеешь
Один каменотес однажды возроптал на свою судьбу: «Почему я тот, кто я есть? Почему я не могу быть богачом?». И Ангел, услышав его слова, сделал его богатым.
Он чувствовал себя счастливым, пока не увидел Короля и понял, что нет ему счастья без власти. Ангел превратил его в Короля.
Однажды он обратил внимание на Солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных на поиски воды. И Ангел сделал его Солнцем.
Он чувствовал себя счастливым до тех пор, пока не увидел Тучу, дарующую жизнь иссушенным полям и делающую полноводными реки. И снова Ангел пришел к нему на помощь и превратил его в Тучу.
Он наслаждался счастьем долго ― до того момента, когда заметил Скалу, которая была прочной и устойчивой, не обращающей внимания ни на палящее Солнце, ни на дожди, проливаемые Тучей. Он захотел стать Скалой, и Ангел выполнил его желание. Он стал Скалой, наслаждался своим могуществом и был счастлив. Он смеялся над Солнцем и дразнил Тучу.
И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес...
4. Смысл жизни
Случилось это в средние века. Однажды идя по дороге, путник встретил двух людей, обтесывающих камни для постройки будущего храма.
Он заметил, что один из них был несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.
Путник задал вопрос несчастному: "Что ты делаешь?".
Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.
После выполнения группового задания представитель каждой команды зачитывает свою притчу и выражает групповое мнение в соответствии с целью задания. Затем ребята других групп высказывают свою точку зрения.
Подводя итог занятия, учитель предлагает ребятам сделать памятку, в которой будет отражена характеристика человека, состоявшегося как личность. Все вместе могут вписать, например, такие качества:
- активная жизненная позиция, коммуникабельность;
- осведомленность, компетентность, универсальность;
- готовность и умение брать ответственность на себя за свой труд, а часто, и за работу коллектива;
- умение анализировать собственные победы и поражения;
- готовность и умение постоянно учиться, никогда не останавливаясь на достигнутом;
- стремление найти причину своих неудач в себе самом и умение найти силы, чтобы выйти из них с достоинством;
- умение мыслить нестандартно;
- уважение мнения окружающих и своего собственного;
- выдержка, уверенность в собственных убеждениях и силах;
- справедливость, доброта, милосердие и т.д.
Далее учитель просит ребят дома выполнить следующие задания:
- поискать другие притчи, имеющие отношение к теме классного часа, и сделать вывод;
- подумать, какими еще характеристиками этот список можно дополнить.
Затем благодарит ребят и желает скорой встречи.