"Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение"
1. Введение.
В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Государственная политика в области образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе.
Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.
Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, формы методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.
Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы?
И.С.
Якиманская отвечает на вопрос так: "Это создание наиболее благоприятных условий
для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный
институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая
индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы
психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе
работать с ориентацией не на " усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности,
с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов”.
Отметим,
что в личностно-ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное
место. В педагогике, психологии и философии понятие "личность”, "индивид”,
"субъект” являются рядоположенными, хотя каждое из них имеет определенную
специфику.
Л.И.
Божович считает, что "личность – это человек, который достиг определенного,
достаточно высокого уровня своего психологического развития.
Во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей. Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели. В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса. В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого "открытия” им собственного "Я”, самовыражение и личностная реализация.
2. Современные модели образования и гуманные, личностно ориентированные психолого-педагогические теории.
Гуманизация
и личностная ориентация образования потребовала проведение комплексных
педагогических исследований, переосмысление накопленного педагогического опыта.
Отметим,
что личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным
развитием способностей обучаемого. Подобные концепции естественного роста были
заложены ещё Ж.Ж.Руссо и развиты далее Д. Дьюи и другими педагогами
гуманистами. В наши дни их теории получили новое звучание, когда в центр
современной педагогической системы выдвигается ученик. В соответствии с
концепцией естественного роста, содержание учебных планов и программ должно
учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении
окружающего мира. Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе
последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но
обучаемым предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому
практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться
проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения,
ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.
Гуманистические
принципы и личностная направленность образования пропагандировались и в трудах
известных советских педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. они
отличались от общественных идей и по своей сути были глубоко демократичными и
человечными.
Среди
известных педагогических теорий, которые следует взять за основу при разработке
концепции личностного ориентированного образования, выделим метод проблемного
обучения, дифференцированное обучение Дж. Конанта, систему развивающего
обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и систему "гуманной
педагогики” Т.А. Амонашвили. С этими методиками вы все знакомы, я не буду на
них останавливаться, они подробно рассматривались на предыдущих педагогических
советах, лишь хочется отметить, что Якиманская И.С., Панюкова С.В., Якунина
Я.С. и другие делают вывод о том, что существующий подход к проектированию
содержания образования не соответствует требованиям современного общества к
личности и уровню развития её познавательных возможностей. Следовательно,
назрела объективная необходимость создания и внедрения нового личностно ориентированного
подхода к образованию. Причем такого подхода, который не отбрасывает всё то,
что накоплено в теории педагогики и психологии, а берет за основу некоторые из
известных педагогических концепций, развивает их и дополняет.
Личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:
В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
В
процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт
индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому,
индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Проведенное исследование позволило выделить и ряд проблем, не исследованных в рассмотренных выше психолого-педагогических теориях.
Приоритеты интеллектуального и духовного начала личности.
Выявление условий, способствующих функционированию обучаемого в качестве субъекта познания.
Выявление требований современного общества к уровню личностного развития, формирования личностных качеств, способствующих успешной адаптации молодого человека в обществе.
Условия развития социальных и коммуникативных возможностей индивидуума.
3. Современные подходы к теории личностно-ориентированного образования.
Теоретическая
модель личностного-ориентированного образования включает в себя цели, задачи,
назначение, особенности и дидактические принципы.
Определим
сущность, цели, задачи и особенности личностно ориентированного образования и
обучения опираясь на работы Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского, В.В. Серикова,
И.С. Якиманской.
По
теории Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей
учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель
центрируется во круг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях
сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Образование возвращается
к формуле "учимся не для школы, а для жизни”.
При
посещении уроков учителей нашего лицея просматривается акцент на личностно
ориентированный подход в общении, а, именно, учителя планируют урок так, чтобы
он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько
развиты его "сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически
мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
По
теории В.В. Серикова личностно-ориентированное образование не ставит перед
собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие
условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно
реализовать возможности ученика в соответствии с его способностями, раскрыть
интеллектуальный потенциал личности.
Целью личностно ориентированного образования автор называет создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
функция избирательности (способность человека к выбору);
функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
формирующая функция (формирование образа "Я”);
функция ответственности (в соответствии с формулировкой " Я отвечаю за всё”);
функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
4. Модели личностно ориентированного обучения, предложенные И.С. Якиманской.
В
исследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели
личностно-ориентированного обучения: социально-педагогическая,
предметно-дидактическая и психологическая модель.
Социально-педагогическая
модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо
образовать и воспитать. Личность при этом понимается в качестве
социокультурного продукта среды и воспитания. Эта модель реализовала требование
общества воспитать личность с заранее заданными свойствами. Личность при этом
понималась как типовое явление, "усредненный” вариант, как носитель и
выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности:
подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание,
коллективизм и т.п. Образовательный процесс был ориентирован на создание
одинаковых условий обучения для всех (всеобщее 10-летнее образование, борьба с
второгодничеством и т.д.)
Технология
образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления.
Направленность такой технологии можно обозначить так: "Мне не интересно, каков
ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать и я этого добьюсь”. Отсюда
известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ,
методов, форм обучения, воспитание как мы это называли гармонической
всесторонне развитой личности.
Предметно-дидактическая
модель личностно ориентированной педагогики традиционно связана с организацией
научных знаний в системы в процессе обучения с учетом их предметного
содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом
рациональных приемов их усвоения и т.п. Это своеобразная предметная
дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Предметная
дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики
научной области знания, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого
ученика как носителя субъективного опыта с имеющейся у него индивидуальной
готовностью, предпочтениями к предметному содержанию, виду и форме задаваемых
знаний.
Психологическая
модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к
признанию различий в познавательных способностях личности понимаемых как
сложное психическое образование, обусловленное генетическими,
анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном
взаимодействии. И.С. Якиманская, исследуя личностно ориентированное обучение,
отмечает, что переориентация обучения на цели развития личности предполагает
учёт рекомендаций психологов в области личностного развития и межличностной
дифференциации. Действительно, до сих пор в обучении не учитывались в должной
мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств
обучаемого. Личность ученика слишком сложна и многогранна в проявлении своих
особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с
различных точек зрения, но и в динамике развития.
И.С.
Якиманская считает, что "реализация личностно-ориентированной системы обучения
требует смены "векторов” в педагогике: от обучения как нормально построенного
процесса (и в этом жестко регламентированного) к учению как индивидуальной
деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не
столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия.
Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию
психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него
опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать как
личность. "Вектор” развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от
ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Проектирование личностно ориентированной системы предполагает
признание ученика основным субъектом обучения;
определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
определение
средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления
субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация
личностного-ориентированного обучения требует разработки такого содержания
образования, в которое включает специальные формы взаимодействия участников
образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).
Необходимы
также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития
ученика, создание модели ученика.
Каким
же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность
учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью?
Урок
был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе
личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма
организации.
В
этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта
учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Ученики не просто
слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают
свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают
одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено
научным знанием.
Учитель
должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он
предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание,
которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен
знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого
знания ; участник его порождения.
Именно
такой урок мы называем личностно-ориентированным. Каким же именно, должен быть
урок и как должен действовать учитель в условиях личностно ориентированного
обучения, как ответ на этот вопрос Вам предлагаются две памятки, которые вы
будете использовать при планировании своих уроков.
Развивающее обучение.
Неотъемлемой
составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее
обучение.
Наиболее
существенным и общим условием успешности развивающего обучения является
сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся,
что возможно лишь в том случае, если в качестве предмета усвоения задаётся
система теоретических понятий. Разумеется, определить такую систему понятий при
отсутствии специальных программ, предназначенных для данного этапа развивающего
обучения - задача весьма не простая. В условиях развивающего обучения,
направленного на усвоение понятий, традиционная формула " знаю, но ещё не умею”
трансформируется в формулу " не умею – значит, не знаю”.
Ряд
учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали
принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее
важные из них:
-
учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении
материала и данного вида деятельности;
-
при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы
ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а
выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития(зона актуального
развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития
– зона потенциальных возможностей, перспектив);
-
для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них
"ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания , с которыми ребёнок наверняка
справится;
-
оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения,
причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но
вчерашним.
И
последний вопрос, который мне бы хотелось осветить: "Как может быть организован
учебный процесс развивающего типа?” Группой учёных выявлен ряд подходов:
1.
Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи
"обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть
явление, закон способ решения задачи не известные ему ранее. При этом он может
опираться на цикл познания.
2.
Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся на какое-то время
становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему.
При реализации этого подхода формируются умения высказывать своё мнение и
понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, и
находить компромисс, "докапываться до истины.
3.
Имитационный подход. Класс разбивают на бригады или группы, каждая из которых
самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное заведение,
фирму. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие,
наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты
проектов.
Итак,
новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования
к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только
знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить
именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.
И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.