- демократический стиль, когда ищут оптимальное решение активности учителя и ученика;
- либеральный стиль, когда инициатива и активность школьника доминируют во взаимодействии.
Выделяют также стиль педагогических отношений в зависимости от проявления волевых начал во взаимодействии:
- самовластный (автократический), (то есть когда не принимается во внимание личность ученика),
- властный (когда учитель старается установить свою власть над учениками),
- демократический (сочетание власти с развитием инициативы со стороны ученика),
- игнорирующий (непоследовательный).
Существует 6 основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
1) конструктивная (педагогическое взаимодействие педагога и ученика при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету);
2) организационная (организация совместной учебной деятельности педагога и ученика, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности);
3) коммуникативно-стимулирующая (сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учеников о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться);
4) информационно-обучающая (показ связи учебного предмета, например, с производством для правильного миропонимания и ориентации ученика в уровне развития науки и техники, в событиях общественной жизни и т.д.; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу учеников);
5) эмоционально-коррегирующая (реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между учителем и учеником);
6) контрольно-оценочная (организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой).
В театре есть традиция - с особым блеском, настроем играть юбилейные спектакли: сотый, пятисотый, тысячный... У школьного учителя - премьеры каждый день, а "юбилейные" уроки проходят без особой торжественности - никто ведь их всерьез не считает. И все же уроки - главная учительская работа. Ее надо делать хорошо или очень хорошо.