ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ
Проблемы воспитания
современных подростков
современных подростков
Павел Степанов, к.п.н.,
с.н.с. Лаборатории теории воспитания
ФГНУ ИТИП РАО
с.н.с. Лаборатории теории воспитания
ФГНУ ИТИП РАО
Не секрет, что большинство педагогов оценивает
подростков (особенно учащихся 8-го и 9-го классов)
как наиболее сложный возраст в плане воспитания.
Автор статьи размышляет о том, что вообще
представляют собой современные подростки
и разрешение каких противоречий лежит в основе
их воспитания.
подростков (особенно учащихся 8-го и 9-го классов)
как наиболее сложный возраст в плане воспитания.
Автор статьи размышляет о том, что вообще
представляют собой современные подростки
и разрешение каких противоречий лежит в основе
их воспитания.
СОВРЕМЕННЫЙ
ПОДРОСТОК
ПОДРОСТОК
Само словосочетание «современный подросток» как будто призвано подчеркнуть некие новые специфичные особенности, которые стали характерными для детей подросткового возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладывает отпечаток на подрастающее поколение.
Но можно ли при этом рассуждать о каких-то сущностных изменениях в подростке, о том, что это уже совершенно другие дети? Ведь во все времена в глазах взрослых они были «не такими». Современные подростки все больше проявляют интерес к деньгам, коммерции… Но задумаемся – разве раньше их желание быть независимыми от родителей было менее сильным? Вряд ли. Просто оно принимало иные формы ввиду иных социально-экономических условий жизни. Современные подростки все больше времени проводят у экранов телевизоров и в Интернете…Но разве любознательность и тяга к любой без разбора информации не была свойственна этому возрасту во все времена? Просто изменились наиболее доступные источники информации. У книги появились конкуренты – более удобные в обращении, более динамичные. Но даже это
не означает, что значимость книги в жизни детей безвозвратно уходит в прошлое. Свойственное подростку желание фантазировать, воображать (то есть самому строить образы) вряд ли когда-нибудь заставит его отказаться от книги. Феномен совсем недавней фантастической популярности среди детей книг о Гарри Поттере этому яркое под-
тверждение.
Увлечения, вкусы, способы самовыражения современных подростков часто не соответствуют общепринятым нормам поведения… Но разве желание отличаться не было
свойственно им и в другие времена? Подростковая субкультура всегда была особой. Подростки всегда испытывали острую потребность в самовыражении и в самоидентификации с такими же, как и они сами. Другое дело, что сегодня подростковая субкультура претерпевает существенные изменения. Изменились детские интересы, вкусы, пристрастия. Поменялось отношение ко многим, еще вчера считавшимися незыблемыми, идеалам. О другом стали мечтать, по-другому стали одеваться и даже говорить стали по-другому. Но разве нельзя сказать то же самое и о взрослом населении?
Большое число современных подростков пристрастилось к курению, наркотикам, алкоголю; участились случаи правонарушений и преступлений, совершаемых подростками… Да, раньше такого (и в таких масштабах) не было. Но желание проверить себя, попробовать себя, испытать острые ощущения было всегда. К сожалению, негативные проявления подросткового возраста во многом являются следствием реализации (таким специфичным образом!) данных потребностей. В какие формы это выльется – зависит от окружающих подростка условий, которые, увы, сегодня не вполне благоприятны для полноценного развития.
Итак, пожалуй, коренных изменений в современном подростке не произошло. Изменились лишь условия его жизни, к которым ему пришлось приспосабливаться.
Но можно ли при этом рассуждать о каких-то сущностных изменениях в подростке, о том, что это уже совершенно другие дети? Ведь во все времена в глазах взрослых они были «не такими». Современные подростки все больше проявляют интерес к деньгам, коммерции… Но задумаемся – разве раньше их желание быть независимыми от родителей было менее сильным? Вряд ли. Просто оно принимало иные формы ввиду иных социально-экономических условий жизни. Современные подростки все больше времени проводят у экранов телевизоров и в Интернете…Но разве любознательность и тяга к любой без разбора информации не была свойственна этому возрасту во все времена? Просто изменились наиболее доступные источники информации. У книги появились конкуренты – более удобные в обращении, более динамичные. Но даже это
не означает, что значимость книги в жизни детей безвозвратно уходит в прошлое. Свойственное подростку желание фантазировать, воображать (то есть самому строить образы) вряд ли когда-нибудь заставит его отказаться от книги. Феномен совсем недавней фантастической популярности среди детей книг о Гарри Поттере этому яркое под-
тверждение.
Увлечения, вкусы, способы самовыражения современных подростков часто не соответствуют общепринятым нормам поведения… Но разве желание отличаться не было
свойственно им и в другие времена? Подростковая субкультура всегда была особой. Подростки всегда испытывали острую потребность в самовыражении и в самоидентификации с такими же, как и они сами. Другое дело, что сегодня подростковая субкультура претерпевает существенные изменения. Изменились детские интересы, вкусы, пристрастия. Поменялось отношение ко многим, еще вчера считавшимися незыблемыми, идеалам. О другом стали мечтать, по-другому стали одеваться и даже говорить стали по-другому. Но разве нельзя сказать то же самое и о взрослом населении?
Большое число современных подростков пристрастилось к курению, наркотикам, алкоголю; участились случаи правонарушений и преступлений, совершаемых подростками… Да, раньше такого (и в таких масштабах) не было. Но желание проверить себя, попробовать себя, испытать острые ощущения было всегда. К сожалению, негативные проявления подросткового возраста во многом являются следствием реализации (таким специфичным образом!) данных потребностей. В какие формы это выльется – зависит от окружающих подростка условий, которые, увы, сегодня не вполне благоприятны для полноценного развития.
Итак, пожалуй, коренных изменений в современном подростке не произошло. Изменились лишь условия его жизни, к которым ему пришлось приспосабливаться.
ИСТОКИ
ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПРОТИВОРЕЧИЙ
Неизменной осталась и главная характеристика подросткового возраста – противоречивость. Это подчеркивается многими исследователями. С одной стороны, отмечается нежелание подростков участвовать в коллективной деятельности, уклонение от школьных обязанностей, лень, пренебрежение групповыми интересами в угоду своим личным интересам, натянутость отношений с педагогами, родителями, другими взрослыми. Но в то же время говорится об их потребности в общественно значимой деятельности, где они смогли бы самореализоваться; в группе сверстников, где происходит их социализация; в значимом для них взрослом – образце поведения и возможном образце для своей собственной жизни.
«Проблемность» подросткового возраста в большей мере определяется социокультурными факторами, особенностями их социализации. Речь идет о двух перетекающих один в другой процессах:
• во-первых, о процессе обособления подростка от мира взрослых, обретения чувства собственной независимости, избавления от статуса маленького ребенка (здесь обнаруживается противоречие между потребностью подростка в ощущении собственной независимости и реальной его зависимостью от взрослых);
• во-вторых, о процессе интеграции подростка с миром взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых (здесь обнаруживается противоречие между потреб-
ностью подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых и недостаточностью благоприятных условий для ее удовлетворения в современном обществе).
Попытаемся проанализировать названные нами противоречия, дать им педагогическую оценку, а также наметить некоторые пути их конструктивного разрешения.
• во-первых, о процессе обособления подростка от мира взрослых, обретения чувства собственной независимости, избавления от статуса маленького ребенка (здесь обнаруживается противоречие между потребностью подростка в ощущении собственной независимости и реальной его зависимостью от взрослых);
• во-вторых, о процессе интеграции подростка с миром взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых (здесь обнаруживается противоречие между потреб-
ностью подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых и недостаточностью благоприятных условий для ее удовлетворения в современном обществе).
Попытаемся проанализировать названные нами противоречия, дать им педагогическую оценку, а также наметить некоторые пути их конструктивного разрешения.
Прямое подчинение
Непосредственное, прямое, безусловное подчинение подростка воле взрослого – первое, что приходит в голову. Подобные отношения могут сложиться в школе, где взрослые злоупотребляют авторитарными методами воспитания, где ребенок воспринимается как материал, из ко- торого можно «лепить» то, что задумано взрослыми. А если «материал» сопротивляется – нужно лишь добавить усилий. Подобные отношения могут сложиться в семье, где господствует диктаторская власть родителей (в первую очередь отца), тотальный контроль времяпрепровождения подростка.
Реакция последнего на подобную форму зависимости может быть разной. Он может проявить ответную агрессию. Ущемленное чувство собственного достоинства подростка (особенно задеваемое тогда, когда взрослый демонстрирует свою власть над ним в присутствии сверстников) заставляет его сопротивляться этому давлению через непослушание, обман, истерики или открытую ненависть. Что в свою очередь провоцирует взрослых на более жесткие (а иногда и жестокие) ответные санкции. Осознавая начавшийся между ними и ребенком конфликт, многие взрослые считают недостойным уступать и стремятся разрешить этот конфликт, только одержав полную победу. Произносимые взрослыми фразы вроде «Какая-то мелочь будет мне права здесь качать?!» или «В моем доме (в этой школе, в этом классе) я буду ставить условия!» − риторика как раз подобных неконструктивных конфликтов.
Подросток может признать право силы взрослого и демонстрировать ожидаемое от него послушание, но при этом направлять накопившуюся у него агрессию на других. И тогда всплески грубости и жестокости будут проявляться там, где подросток почувствует ослабление диктата взрослого. Так, учителя, беседуя с родителями по поводу конфликтности их детей в школе, могут услышать в ответ: «Как? Не может быть! Дома он паинька, слушается, помогает – мы ему спуску не даем!».
Реакция последнего на подобную форму зависимости может быть разной. Он может проявить ответную агрессию. Ущемленное чувство собственного достоинства подростка (особенно задеваемое тогда, когда взрослый демонстрирует свою власть над ним в присутствии сверстников) заставляет его сопротивляться этому давлению через непослушание, обман, истерики или открытую ненависть. Что в свою очередь провоцирует взрослых на более жесткие (а иногда и жестокие) ответные санкции. Осознавая начавшийся между ними и ребенком конфликт, многие взрослые считают недостойным уступать и стремятся разрешить этот конфликт, только одержав полную победу. Произносимые взрослыми фразы вроде «Какая-то мелочь будет мне права здесь качать?!» или «В моем доме (в этой школе, в этом классе) я буду ставить условия!» − риторика как раз подобных неконструктивных конфликтов.
Подросток может признать право силы взрослого и демонстрировать ожидаемое от него послушание, но при этом направлять накопившуюся у него агрессию на других. И тогда всплески грубости и жестокости будут проявляться там, где подросток почувствует ослабление диктата взрослого. Так, учителя, беседуя с родителями по поводу конфликтности их детей в школе, могут услышать в ответ: «Как? Не может быть! Дома он паинька, слушается, помогает – мы ему спуску не даем!».
Агрессия может быть направлена им вовнутрь. Такая форма поведения подростка приводит к отвержению своего «Я», потере чувства самоуважения, переживанию чув-
ства одиночества. Происходит разрушение личности.
Как видим, последствия такого авторитарного отношения к подростку со стороны взрослых весьма негативны для его личностного роста. Если подросток является объектом нетерпимости со стороны взрослых, ему сложно будет научиться самому уважать права других, проявлять гуманное отношение к людям. Не получив позитивной свободы, подросток обретает ее искривленное отражение – своеволие, которое, увы, мало совместимо с этими качествами. Существует большая вероятность, что подросток усвоит доминирование и агрессию как норму отношений к другому – ведь влияние взрослых как некоего образца поведения здесь довольно велико.
Протекционизм
Другой формой зависимости подростка от взрослых является протекционизм. Еще Я.Корчак отмечал распространенность такого отношения взрослого к ребенку, понимая
под ним демонстративное покровительство детей, постоянное желание помочь, защитить, все сделать за ребенка.
Подобная форма зависимости складывается в связи с двумя обстоятельствами. С одной стороны, взрослые, как правило, не считают подростка готовым и способным к
ответственным и самостоятельным (взрослым) поступкам. С другой – у подростка отсутствуют необходимые и признаваемые взрослыми ресурсы для преодоления такого к себе отношения, и он осознает это. Физическая неразвитость (даже постоянный физический облик у подростков еще не сформировался) и небольшой жизненный опыт не позволяют ему считать себя полноценно взрослым. Финансово большинство подростков также не могут ощущать себя вполне самостоятельными. Наконец, статус школьника, не-доросшего, не-доучившегося, не-достигшего совершеннолетия, заставляют его чувствовать свою зависимость от взрослых.
В силу этого взрослые склонны занимать протекционистскую позицию по отношению к подросткам: они редко считаются с их мнением, советуются, относятся к ним серьезно. Реакция подростков на такую форму зависимости также может быть различной. Их стремление освободиться от протекционистского к себе отношения может привести к открытому конфликту со взрослыми. Некоторые подростки испытывают мучительное несогласие с тем, как разворачиваются события, доводя это несогласие до крайности. Они болезненно реагируют на продолжающиеся попытки регулировать их поведение, поучать, давать советы. Пытаются поступать наперекор взрослым. Они разочаровываются в педагогах, их слова считают пустыми декларациями, а их воспитательные действия – лицемерием. Такие подростки не хотят приспосабливаться к обстоятельствам, не хотят играть роль маленького ребенка. В результате опять констатируем конфликтное поведение подростка и нетерпимое отношение к не понимающему и не принимающему их взрослому миру.
Чаще же сопротивление подростков протекционизму может не принимать открытые конфликтные формы. Если ребенок не испытывает на себе прямого насилия со сто-
роны взрослых, то подобную зависимость он готов снисходительно терпеть, сетуя лишь на то, что наивные «предки», «родаки», «училки» излишне суетятся вокруг него. Будучи внутренне несогласным со своим зависимым статусом, подросток адаптируется к этим обстоятельствам. В присутствии взрослых он имитирует социально одобряе-мое поведение, но только потому, что это требуется. Благоприятные же условия для демонстрации своей независимости и признания ее другими он находит на улице. Однако часто это может принимать такие формы, которые не устраивают ни родителей, ни педагогов. Крайней формой этого скрытого конфликта может быть уход (или демонстративная попытка ухода) из дома. Это те случаи, когда подростки уходят из вполне благополучных семей, а педагоги и родители непонимающе разводят руками: «Хорошая семья, родители не пьют, не дерутся. В чем причина?» Но подростки бегут не от скандалов и побоев, а от непонимания, недоверия, излишней опеки. Бегут, чтобы показать свою независимость, взрослость. Для родителей и педагогов это своеобразный сигнал от подростка о необходимости изменить отношение к нему. Такие
«побеги» демонстративны. Уход из дома является для подростка способом избавиться от опеки, не входя в открытый конфликт с семьей.
Осознавая, что изменить свой статус зависимого «вечного ребенка» в семье подросток не сможет, он ищет признания своей взрослости за ее пределами. В итоге взрослые
в глазах подростка утрачивают свой авторитет, и доверительные, партнерские отношения между ними в этом случае вряд ли установятся. А это одно из условий эффективного воспитания.
Еще один вариант развития событий: подросток принимает навязываемую взрослыми роль подопечного. И тогда это может привести к развитию инфантилизма (если подросток попросту привыкает быть «еще ребенком» – несамостоятельным, а потому и безответственным), эгоцентризма (если он привыкает быть постоянным объектом заботы со стороны других, не реализовав своей потребности самому заботиться о ком-либо), нерешительности, низких коммуникативных способностей (если он привыкает бояться выражать свое мнение, высказываться по каким-либо значимым для взрослых проблемам – бояться невнимания взрослых, бояться увидеть снисходительные улыбки, услышать фразы вроде: «...да ты-то что понимаешь?» или «...мал еще, чтобы рассуждать об этом»).
ПРОТИВОРЕЧИЕ
САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Это противоречие между потребностью подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых и недостаточностью благоприятных условий для ее удовлетворения в современном обществе.
Процесс утверждения подростком себя как личности, утверждения своего «Я» в системе человеческих отношений неразрывно связан с процессами:
• самопознания – проявления интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определения своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка;
• самореализации – раскрытия своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявления их окружающим;
• самоидентификации – определения своей принадлежности к тем или иным социальным группам.
Большинство официально одобряемых и предлагаемых взрослыми путей удовлетворения этих потребностей зачастую не устраивают подростка. Возрастной максимализм толкает его к подтверждению своей «взрослости» в весьма необычных, нестандартных, иногда экстремальных ситуациях: сквернословие, склонность к курению, алкоголю или наркотикам, уход из дома, мелкие уличные правонарушения, бесчинства на футбольных стадионах, участие в экстремистских акциях.
ства одиночества. Происходит разрушение личности.
Как видим, последствия такого авторитарного отношения к подростку со стороны взрослых весьма негативны для его личностного роста. Если подросток является объектом нетерпимости со стороны взрослых, ему сложно будет научиться самому уважать права других, проявлять гуманное отношение к людям. Не получив позитивной свободы, подросток обретает ее искривленное отражение – своеволие, которое, увы, мало совместимо с этими качествами. Существует большая вероятность, что подросток усвоит доминирование и агрессию как норму отношений к другому – ведь влияние взрослых как некоего образца поведения здесь довольно велико.
Протекционизм
Другой формой зависимости подростка от взрослых является протекционизм. Еще Я.Корчак отмечал распространенность такого отношения взрослого к ребенку, понимая
под ним демонстративное покровительство детей, постоянное желание помочь, защитить, все сделать за ребенка.
Подобная форма зависимости складывается в связи с двумя обстоятельствами. С одной стороны, взрослые, как правило, не считают подростка готовым и способным к
ответственным и самостоятельным (взрослым) поступкам. С другой – у подростка отсутствуют необходимые и признаваемые взрослыми ресурсы для преодоления такого к себе отношения, и он осознает это. Физическая неразвитость (даже постоянный физический облик у подростков еще не сформировался) и небольшой жизненный опыт не позволяют ему считать себя полноценно взрослым. Финансово большинство подростков также не могут ощущать себя вполне самостоятельными. Наконец, статус школьника, не-доросшего, не-доучившегося, не-достигшего совершеннолетия, заставляют его чувствовать свою зависимость от взрослых.
В силу этого взрослые склонны занимать протекционистскую позицию по отношению к подросткам: они редко считаются с их мнением, советуются, относятся к ним серьезно. Реакция подростков на такую форму зависимости также может быть различной. Их стремление освободиться от протекционистского к себе отношения может привести к открытому конфликту со взрослыми. Некоторые подростки испытывают мучительное несогласие с тем, как разворачиваются события, доводя это несогласие до крайности. Они болезненно реагируют на продолжающиеся попытки регулировать их поведение, поучать, давать советы. Пытаются поступать наперекор взрослым. Они разочаровываются в педагогах, их слова считают пустыми декларациями, а их воспитательные действия – лицемерием. Такие подростки не хотят приспосабливаться к обстоятельствам, не хотят играть роль маленького ребенка. В результате опять констатируем конфликтное поведение подростка и нетерпимое отношение к не понимающему и не принимающему их взрослому миру.
Чаще же сопротивление подростков протекционизму может не принимать открытые конфликтные формы. Если ребенок не испытывает на себе прямого насилия со сто-
роны взрослых, то подобную зависимость он готов снисходительно терпеть, сетуя лишь на то, что наивные «предки», «родаки», «училки» излишне суетятся вокруг него. Будучи внутренне несогласным со своим зависимым статусом, подросток адаптируется к этим обстоятельствам. В присутствии взрослых он имитирует социально одобряе-мое поведение, но только потому, что это требуется. Благоприятные же условия для демонстрации своей независимости и признания ее другими он находит на улице. Однако часто это может принимать такие формы, которые не устраивают ни родителей, ни педагогов. Крайней формой этого скрытого конфликта может быть уход (или демонстративная попытка ухода) из дома. Это те случаи, когда подростки уходят из вполне благополучных семей, а педагоги и родители непонимающе разводят руками: «Хорошая семья, родители не пьют, не дерутся. В чем причина?» Но подростки бегут не от скандалов и побоев, а от непонимания, недоверия, излишней опеки. Бегут, чтобы показать свою независимость, взрослость. Для родителей и педагогов это своеобразный сигнал от подростка о необходимости изменить отношение к нему. Такие
«побеги» демонстративны. Уход из дома является для подростка способом избавиться от опеки, не входя в открытый конфликт с семьей.
Осознавая, что изменить свой статус зависимого «вечного ребенка» в семье подросток не сможет, он ищет признания своей взрослости за ее пределами. В итоге взрослые
в глазах подростка утрачивают свой авторитет, и доверительные, партнерские отношения между ними в этом случае вряд ли установятся. А это одно из условий эффективного воспитания.
Еще один вариант развития событий: подросток принимает навязываемую взрослыми роль подопечного. И тогда это может привести к развитию инфантилизма (если подросток попросту привыкает быть «еще ребенком» – несамостоятельным, а потому и безответственным), эгоцентризма (если он привыкает быть постоянным объектом заботы со стороны других, не реализовав своей потребности самому заботиться о ком-либо), нерешительности, низких коммуникативных способностей (если он привыкает бояться выражать свое мнение, высказываться по каким-либо значимым для взрослых проблемам – бояться невнимания взрослых, бояться увидеть снисходительные улыбки, услышать фразы вроде: «...да ты-то что понимаешь?» или «...мал еще, чтобы рассуждать об этом»).
ПРОТИВОРЕЧИЕ
САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Это противоречие между потребностью подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых и недостаточностью благоприятных условий для ее удовлетворения в современном обществе.
Процесс утверждения подростком себя как личности, утверждения своего «Я» в системе человеческих отношений неразрывно связан с процессами:
• самопознания – проявления интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определения своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка;
• самореализации – раскрытия своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявления их окружающим;
• самоидентификации – определения своей принадлежности к тем или иным социальным группам.
Большинство официально одобряемых и предлагаемых взрослыми путей удовлетворения этих потребностей зачастую не устраивают подростка. Возрастной максимализм толкает его к подтверждению своей «взрослости» в весьма необычных, нестандартных, иногда экстремальных ситуациях: сквернословие, склонность к курению, алкоголю или наркотикам, уход из дома, мелкие уличные правонарушения, бесчинства на футбольных стадионах, участие в экстремистских акциях.
В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер – во многом зависит от той среды, которая окружает подростка, от той общности, с которой идентифицирует себя подросток, и той деятельности, в которую он включен. Все это образует некое пространство самоутверждения его как личности. Педагогам важно создать вместе с детьми и для детей подобное пространство – хотя бы на отдельно взятой территории (спортивной площадки, детского лагеря, класса, школы или микрорайона), хотя бы на короткий промежуток времени (период лагерной смены, школьного сбора, экспедиции, турпохода, игры). Это пространство должно удовлетворять насущным возрастным потребностям подростка и быть благоприятным для его личностного роста. Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание все испытать самому, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям, фантазии и романтизм, стремление к независимости и самостоятельной ответственности,
потребность проявить себя среди других.
Среда
В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в естественной, природной, «неци-
вилизованной», необустроенной среде: полевые лагеря, исследовательские и поисковые экспедиции, самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предостав-
ляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей степени (по сравнению с
семьей или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его
свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции.
Попадая в новую обстановку, подросток имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать
себе и другим. В сложных (физически и морально) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, удобства-
ми, благополучием ради других.
Искать и находить благоприятные условия для удовлетворения своих потребностей в самопознании, самореализации, самоопределении, самоидентификации подро-
сток может и в игре. Речь идет о тех играх, которые отражают мир взрослых, моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные подростку стороны человеческой жизнедеятельности. Они предлагают подростку практику новых отношений взамен существующих в повседневной жизни. Возможность примерить на себя различные роли позволяет подростку посмотреть на привычную ему реальность глазами других людей, с других точек зрения и даже повлиять на утверждение, корректировку или полное изменение позиции по тем или иным затрагиваемым в игре социальным проблемам.
Общность
Личность развивается только в общности других людей. Для подростка же чрезвычайно важны группы сверстников. Подросток может быть членом групп различных типов: складывающихся в большинстве своем стихийно, на основе привносимых каждым членом норм и ценностей или организованных по заранее определенной структуре с преимущественно заданными нормами поведения. Следует отметить, что в чистом виде эти типы объединений людей редко встречаются. В рамках формальной, структурированной организации часто складывается событийная общность. А неструктурированная, событийная общность часто имеет тенденцию к структурированию. Их различение позволяет нам обнаружить одну из причин отмеченного выше противоречия.
Осуществляя процесс воспитания подростков через детское сообщество – школьный класс, кружковую группу, спортивную секцию, – педагоги в основном ориентируются (как на идеал такого сообщества) на тип «социальная организованность». Первоочередное внимание уделяется определению целевых ориентиров группы, построению внутренней структуры, определению места группы в более широкой социальной структуре, организации объединяющей всех деятельности, распределению обязанностей, выработке норм, распорядка. Эти важные педагогические шаги часто отодвигают на задний план еще более важную педагогическую задачу: «выращивания» внутри этой организации общности, где складывалась бы атмосфера взаимопризнания, взаимопринятия, взаимопонимания и пребывание в группе превращалось бы для подростка в цепь значимых и важных событий.
Объединение людей, которое наиболее полно сочетает в себе признаки и социальной организованности, и событийной общности, называют коллективом. Обеспечить развитие коллектива – непростая задача. Порой она не может быть решена в силу того, что жесткие организационные формы и чрезмерная регламентация педагогами или самими детьми жизни внутри объединения препятствуют развитию общности.
потребность проявить себя среди других.
Среда
В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в естественной, природной, «неци-
вилизованной», необустроенной среде: полевые лагеря, исследовательские и поисковые экспедиции, самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предостав-
ляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей степени (по сравнению с
семьей или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его
свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции.
Попадая в новую обстановку, подросток имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать
себе и другим. В сложных (физически и морально) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, удобства-
ми, благополучием ради других.
Искать и находить благоприятные условия для удовлетворения своих потребностей в самопознании, самореализации, самоопределении, самоидентификации подро-
сток может и в игре. Речь идет о тех играх, которые отражают мир взрослых, моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым недоступные подростку стороны человеческой жизнедеятельности. Они предлагают подростку практику новых отношений взамен существующих в повседневной жизни. Возможность примерить на себя различные роли позволяет подростку посмотреть на привычную ему реальность глазами других людей, с других точек зрения и даже повлиять на утверждение, корректировку или полное изменение позиции по тем или иным затрагиваемым в игре социальным проблемам.
Общность
Личность развивается только в общности других людей. Для подростка же чрезвычайно важны группы сверстников. Подросток может быть членом групп различных типов: складывающихся в большинстве своем стихийно, на основе привносимых каждым членом норм и ценностей или организованных по заранее определенной структуре с преимущественно заданными нормами поведения. Следует отметить, что в чистом виде эти типы объединений людей редко встречаются. В рамках формальной, структурированной организации часто складывается событийная общность. А неструктурированная, событийная общность часто имеет тенденцию к структурированию. Их различение позволяет нам обнаружить одну из причин отмеченного выше противоречия.
Осуществляя процесс воспитания подростков через детское сообщество – школьный класс, кружковую группу, спортивную секцию, – педагоги в основном ориентируются (как на идеал такого сообщества) на тип «социальная организованность». Первоочередное внимание уделяется определению целевых ориентиров группы, построению внутренней структуры, определению места группы в более широкой социальной структуре, организации объединяющей всех деятельности, распределению обязанностей, выработке норм, распорядка. Эти важные педагогические шаги часто отодвигают на задний план еще более важную педагогическую задачу: «выращивания» внутри этой организации общности, где складывалась бы атмосфера взаимопризнания, взаимопринятия, взаимопонимания и пребывание в группе превращалось бы для подростка в цепь значимых и важных событий.
Объединение людей, которое наиболее полно сочетает в себе признаки и социальной организованности, и событийной общности, называют коллективом. Обеспечить развитие коллектива – непростая задача. Порой она не может быть решена в силу того, что жесткие организационные формы и чрезмерная регламентация педагогами или самими детьми жизни внутри объединения препятствуют развитию общности.
Общественно полезная деятельность
Подросток самоутверждается как личность в общественно полезной деятельности. Притом что сегодня со стороны общества предоставляется все больше разнообразных благ на практике подростки исключены из реальной социально значимой деятельности. Сегодня отсутствуют реальные условия для выхода детей в серьезные дела общества.
Поэтому, наверное, подростки, жаждущие «настоящей жизни» и «настоящих дел», не всегда удовлетворены зачастую формализованными занятиями на уроках и после них, в кружках, секциях, клубах, поэтому непостоянны в своих увлечениях и выборе занятий. Для них важно участие в деятельности, которая имеет ценность для членов той общности, в которую они входят. Задача педагога – организовать такую деятельность, помочь подростку включиться в нее. Здесь подросток может ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной. В этой деятельности он самоутверждается, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о долге, совести и ответственности.
Интерес к взрослому миру и желание заявить о своем мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии свидетельствуют о том, что подросток готов уже к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем. Эта способность подростков со всей своей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни – одна из важнейших предпосылок воспитания свободной, гуманистически ориентированной личности.
Подросток самоутверждается как личность в общественно полезной деятельности. Притом что сегодня со стороны общества предоставляется все больше разнообразных благ на практике подростки исключены из реальной социально значимой деятельности. Сегодня отсутствуют реальные условия для выхода детей в серьезные дела общества.
Поэтому, наверное, подростки, жаждущие «настоящей жизни» и «настоящих дел», не всегда удовлетворены зачастую формализованными занятиями на уроках и после них, в кружках, секциях, клубах, поэтому непостоянны в своих увлечениях и выборе занятий. Для них важно участие в деятельности, которая имеет ценность для членов той общности, в которую они входят. Задача педагога – организовать такую деятельность, помочь подростку включиться в нее. Здесь подросток может ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной. В этой деятельности он самоутверждается, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о долге, совести и ответственности.
Интерес к взрослому миру и желание заявить о своем мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии свидетельствуют о том, что подросток готов уже к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем. Эта способность подростков со всей своей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни – одна из важнейших предпосылок воспитания свободной, гуманистически ориентированной личности.