Пятница, 22.11.2024, 06:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ХИМБИО-INFORM: Сайт учителя химии и биологии Ващенко Н.Ю.     

Погода в Ногинске
Живой календарь
Праздники
Международные праздники
Мини-чат
200
Новости
Форма входа

Законы бесконфликтного общения в школьном взаимодействии

Законы бесконфликтного общения в школьном взаимодействии 

Конфликт в педагогике - это объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Это является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.

     В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики.  Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей  и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.

     Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых — школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.

Особенность педагогических конфликтов:

-        неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности;

-        педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это  профессиональная обязанность учителя;

-        различный социальный статус участников конфликта, разница возраста и жизненного опыта определяет разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе;

-        профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности. 

Причины конфликтных ситуаций:

Ученики: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся;

Педагоги:

Ø  непонимание между учителем и учеником (« я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);

Ø  неоптимально выработанные и несогласованные критерии оценки («выходило 4, а поставили 3»);

Ø  отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);

Ø  слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);

Ø  авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);

Ø  непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)

Конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую  группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в  школе.

Период №1:

     Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция, из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от  нескольких  месяцев  до 1.5 года. Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.

Период №2:

     Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период №3:

    В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.

Период № 4:

     Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы…

Адаптация детей в школе 

     Сколько длится адаптация? По мнению специалистов, подавляющее большинство детей — примерно 60—65%, легко привыкают к новым условиям и заводят друзей. Адаптация у них длится не более двух месяцев. Около 30% детей адаптируются несколько сложнее. Это объясняется тем, что они либо не приучены к режиму и пребыванию в коллективе, либо имеют проблемы с усвоением школьной программы. Поэтому на привыкание уходит до полугода. И, наконец, 5—6% школьников принято называть «трудными», поскольку они конфликтны, не подчиняются требованиям педагогов, не усваивают программу, конфликтуют со сверстниками.

     Основные факторы риска дезадаптации закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:

     1. Благополучные, но гиперопекаемые дети.  «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию, поэтому порой не учитывает желания других. Но если дома и родители, бабушки-дедушки ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.

     2. Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.

     3. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.

Мотивационные конфликты 

     Возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем мы чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: «Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!» Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же,  учителя устают, а ребята не хотят учиться.

Конфликты взаимодействий

     учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.

     Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

Анатомия" школьного конфликта:

     В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того, чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

  

Классификация школьных конфликтов. 

     Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

По направленности конфликты делятся на:

  •   «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  •   «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  •   «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  •   «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  •   «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  •   «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Чтобы управлять конфликтом

необходимо педагогу всегда оставаться в конструктивной фазе, только здесь можно контролировать ситуацию, выбирать оптимальный стиль поведения в конфликте, видеть педагогическую задачу;

если происходит ослабление самоконтроля, активная защита, уход от проблемы и предмета спора, оскорбления, значит вы уже в деструктивной фазе. Процесс может быть неуправляемым и даже необратимым.

Управление конфликтами протекает по следующим этапам:

1.     прогнозирование, предупреждение;

2.     регулирование;

3.     разрешение.

     Конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:

  •   2  целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
  •   3  изменения установок и ценностных ориентации соперников.
  •   Эти виды управления конфликтом реализуются в различных способах, к основным из которых относятся организационные, социокультурные и социально-психологические.

     В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Противоречивость этого взаимодействия обусловлена различиями актуального эмоционального состояния, культурой, воспитанностью, выполнением определенных социальных ролей.

Для того чтобы возник конфликт, недостаточно наличие несовпадающих позиций партнеров, необходима  и ситуация, обостряющая взаимодействие. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтное взаимодействие.

Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является формой педагогического творчества и зависит  от комплекса обстоятельств.

К ним относятся:

 1. Индивидуальные, возрастные или личностные особенности участников конфликтных ситуаций.

2. Переживаемое эмоциональное  состояние, склонность к невротическим реакциям

3. Мотивы конфронтации

4. Объект конфликта и конкретные условия его протекания

5. Длительность общения и характер сложившихся отношений

6. Личностные психологические и профессиональные возможности учителя, уровень его авторитетности.

     Остановимся на формах и методах работы с педагогами по развитию их профессиональной компетентности, что, несомненно, содействует предупреждению конфликтных ситуаций.

  •   Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.  Часто бывает так, что каждый собеседник стремиться только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
  •    Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень  важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
  •  Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на полставки, и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. В какой- то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами. 
  •   Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет более успешно, если, во-первых, если вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться самим и удержать родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Вы сумели объединиться с ними против вашего общего "врага" – воспитательной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.
  •   Коммуникативная компетентность учителя проявляется в умении принимать конструктивные решения в кризисные моменты общения, творчески использовать многообразие педагогических техник.

Простые секреты бесконфликтности: 

¨  Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.

¨   Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.

¨  Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.

¨   Ищите то, что вас сближает.

¨   Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.

¨   Не кидайте в собеседника булыжники.

¨   Без нужды не задевайте.

¨   Избиение под знаком юмора.

¨  Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

¨   Заканчивайте  беседу  комплиментом.  Конфликт  -  это  открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости сайта
Поздравляем победителей и лауреатов Всероссийских дистанционных олимпиад по химии и биологии
Наш опрос
Архив записей
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz