Классный час в 10-м классе "Мы выбираем, нас выбирают"
Цели:
Ø Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
Ø Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
Ø Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
Ø Проанализировать
типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи:
Ø Научить подростков выделять основные признаки профессии;
Ø Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
Ø Научить
оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).
Сценарий занятия
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада
видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового
занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.
Тема нашего группового занятия: «Мы
выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня
пойдёт речь?
(Ответы
учащихся).
Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном
самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора
профессии.
Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение
1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать
своё мнение.
-
«Все
работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
-
«Если
человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не
будет попутным». Сенека.
-
«Самый
несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас
Карлейль.
-
«Всяк
кузнец своего счастья». Народная пословица.
(Учащиеся
в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).
2.
Актуализация знаний.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных
профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них
возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём
проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей
профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы
она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу
людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных
выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника
жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с
котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него
зависит успех в работе и карьерный рост.
Если выбор верный, то обучение профессии
будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен
заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд
в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению
цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым.
Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).
Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
ЛПП
– личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться
в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне
это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут
трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор
профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального
плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и
запасные варианты.
Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1).
Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?
К
каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?
(Ответы
учащихся).
Что
такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на
карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)
(Учащиеся
обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его
иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).
3.
Игра «Угадай профессию»
Цель в жизни имеют все люди. Любая цель
может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя
перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем
духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и
бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.
Предлагаю
игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).
Очень часто мы представляем себе
какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот
мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Каждая группа получает таблицу. Задание
группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить
в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей
профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна
отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия
таксиста.
Учащиеся
работают, звучит медленная музыка.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы
хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.
4.
Обсуждение.
Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть
прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно,
трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре,
забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной
энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с
усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает,
увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю
жизнь.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и
учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному
делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение,
шитьё, вязание. Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда
правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».
Что
же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).
-
Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.
-
Это способности, к которым человек предрасположен.
-
Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Безусловно, у каждого человека есть
природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому
творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо
развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Существует большое количество вариантов
классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей
стране наиболее распространённой является известная вам классификация академика
Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).
5. Подведение итогов.
Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).
А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).
Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).
Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
«Я узнал, что моя будущая профессия…»
« Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
«Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1)
Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).
Предлагаю
составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).
6.
Заключение.
В заключении нашего разговора, мне хочется
пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам
возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас
лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему
счастливым.
Для вас ребята, время пришло! Бывают
случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного.
Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного
этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее
всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода
не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а
то направление, в котором мы движемся».
Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».