Пятница, 03.01.2025, 11:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ХИМБИО-INFORM: Сайт учителя химии и биологии Ващенко Н.Ю.     

Погода в Ногинске
Живой календарь
Праздники
Международные праздники
Мини-чат
200
Новости
Форма входа

Классный час "Строим дом твоего здоровья"

Скачать файл

Классный час

"Строим дом своего здоровья"

 

 

Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи:

  • актуализировать понятие «здоровья»;
  • сформировать позитивное отношение к своему здоровью;
  • моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;
  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • создать условия для развития навыков использования Интернет - ресурсов.

Форма занятия:

Ø  Индивидуальная работа

Ø  Групповая работа

Ø  Ролевая игра

Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Категория учащихся: 7-9 класс

 

Этап подготовки:

изучение информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья;

диагностика учащихся класса: «Тест для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья», «Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша»

составление презентации.

 

Оборудование: компьютер, мультипроектор, схемы на доску, листы бумаги на столы учащихся, жетоны.

 

Ход мероприятия:

 

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Существует несколько трактовок понимания здоровья:

а) здоровье – это отсутствие заболеваний; б) здоровье - умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

 

(Ответы учащихся)

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Итак, мы начинаем наш диалог.

 

     Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

 

3. Основное содержание мероприятия.

 

Этап 1. Стоит ли строить?

 

     Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.

Варианты дискуссии:

«Левые»

«Правые»

     Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.

 

А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем. 

                                        

         Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

 

        Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.

 

         У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел растерять зрение?

 

Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.

 

         Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.

 

Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!

 

         Все вокруг твердят. Что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!

 

У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Можно найти время, если поставить цель.

 

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Ребята не пришли к единому мнению…

 

Этап 2. Заложим фундамент.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека?

     Ответы учащихся:

Ø  Наследственность

Ø  Образ жизни

Ø  Окружающая среда

Ø  Качество медицинских услуг

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?

 

Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.

 

Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека.

 

     П е р в ы й   у ч а щ и й с я. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

 

     В т о р о й   у ч а щ и й с я. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность - понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

 

На доске закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).

 

Этап 3. Продолжим строительство.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: - Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни) - Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? (Высказываются версии (здоровый образ жизни, здоровое питание, двигательная активность, режим труда и отдыха, регуляция эмоционального состояния),формируется схема.

 

Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».

 

     П е р в ы й   у ч а щ и й с я. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

 

     В т о р о й   у ч а щ и й с я. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.

 

Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.

 

Было опрошено 25 учащихся. (Представление результатов)

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: - Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Правильное питание – первый шаг к здоровью. Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

     На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов  (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие).

     Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна  распределить  продукты на три части:

Ø  те,   которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

Ø  те, которые давать ребёнку не рекомендуется

Ø  те, присутствие которых должно быть обязательным.

      Группа 1 делает отбор для ребенка 3-5 лет

      Группа 2 - для школьника среднего и старшего звена.

      Группа 3 – пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

 

     Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

 

     Медик или к л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: подводит итог: Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

 

     Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка. Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.  До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

     Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.

     У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания. При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

     Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральных соков.

     Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

 

     Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.

 

Этап 4. Мы почти у цели.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

(Сообщения учащихся об экологии дома.)

    К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

     Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

 

Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: -А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

 

Ответы учащихся:

Ø  Загрязнение воздуха, водоемов

Ø  Замусоренность территории

Ø  Загрязнение почвы

Ø  Уменьшение площадей зеленых насаждений

Ø  Стихийные автостоянки

Ø  Шум

Ø  Радионуклиды

 

Краткие сообщения учащихся.

 

     К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь: Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда, что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

 

4. Подведение итогов.

 

Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.

 


Новости сайта
Поздравляем победителей и лауреатов Всероссийских дистанционных олимпиад по химии и биологии
Наш опрос
Архив записей
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz