Классный час
"Строим дом своего здоровья"
Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.
Задачи:
- актуализировать понятие «здоровья»;
- сформировать позитивное отношение к своему здоровью;
- моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;
- создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
- создать условия для развития навыков использования Интернет - ресурсов.
Форма занятия:
Ø Индивидуальная работа
Ø Групповая работа
Ø Ролевая игра
Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Категория учащихся: 7-9 класс
Этап подготовки:
изучение информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья;
диагностика учащихся класса: «Тест для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья», «Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша»
составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, схемы на доску, листы бумаги на столы учащихся, жетоны.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Существует несколько трактовок понимания здоровья:
а) здоровье – это отсутствие заболеваний; б) здоровье - умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?
(Ответы учащихся)
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Итак, мы начинаем наш диалог.
Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.
3. Основное содержание мероприятия.
Этап 1. Стоит ли строить?
Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.
Варианты дискуссии:
«Левые» |
«Правые» |
Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.
|
А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем.
|
• Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.
|
Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.
|
• У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел растерять зрение?
|
Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.
|
• Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.
|
Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!
|
• Все вокруг твердят. Что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!
|
У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Можно найти время, если поставить цель.
|
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Ребята не пришли к единому мнению…
Этап 2. Заложим фундамент.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека?
Ответы учащихся:
Ø Наследственность
Ø Образ жизни
Ø Окружающая среда
Ø Качество медицинских услуг
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?
Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.
Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека.
П е р в ы й у ч а щ и й с я. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.
В т о р о й у ч а щ и й с я. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность - понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.
На доске закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).
Этап 3. Продолжим строительство.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: - Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни) - Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? (Высказываются версии (здоровый образ жизни, здоровое питание, двигательная активность, режим труда и отдыха, регуляция эмоционального состояния),формируется схема.
Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».
П е р в ы й у ч а щ и й с я. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
В т о р о й у ч а щ и й с я. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.
Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.
Было опрошено 25 учащихся. (Представление результатов)
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: - Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Правильное питание – первый шаг к здоровью. Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие).
Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна распределить продукты на три части:
Ø те, которые необходимо включать в рацион с осторожностью,
Ø те, которые давать ребёнку не рекомендуется
Ø те, присутствие которых должно быть обязательным.
Группа 1 делает отбор для ребенка 3-5 лет
Группа 2 - для школьника среднего и старшего звена.
Группа 3 – пожилого человека.
Время выполнение задания: 5-7минут.
Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Медик или к л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: подводит итог: Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка. Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки. До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания. При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральных соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.
Этап 4. Мы почти у цели.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.
(Сообщения учащихся об экологии дома.)
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.
Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.
Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: -А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?
Ответы учащихся:
Ø Загрязнение воздуха, водоемов
Ø Замусоренность территории
Ø Загрязнение почвы
Ø Уменьшение площадей зеленых насаждений
Ø Стихийные автостоянки
Ø Шум
Ø Радионуклиды
Краткие сообщения учащихся.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь: Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда, что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.
4. Подведение итогов.
Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.