Воскресенье, 24.11.2024, 21:43
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ХИМБИО-INFORM: Сайт учителя химии и биологии Ващенко Н.Ю.     

Погода в Ногинске
Живой календарь
Праздники
Международные праздники
Мини-чат
200
Новости
Форма входа

Польза и вред компьютерных игр и игрушек

ПОЛЬЗА И ВРЕД КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИГРУШЕК

 

Английские ученые подвергли экспериментальной проверке распространенное представление о том, что активное увлечение компьютерными играми снижает у подростков потребность в реальном общении со сверстниками, формирует тенденцию к изоляции от реальной жизни и погружению в мир виртуальных героев и событий. С этой целью был проведен опрос ста двадцати лондонских детей в возрасте от 11 до 17 лет. Подростки заполняли специальный опросник, отражающий три тематических направления: вовлеченность в компьютерные игры, уединение — уход от действительности, общение (товарищеские отношения, компании).

Результаты исследования показали, что более 92 процентов опрошенных детей регулярно играют в компьютерные игры. Виртуальные увлечения одинаково распространены и среди мальчиков и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени. Подростки, играющие в компьютерные игры, обладают большим диапазоном потребностей и стремятся их удовлетворить. Завзятые игроки-мальчики отличаются и высокой потребностью в друзьях. Они же более часто встречаются со своими
друзьями после школы по сравнению со сверстниками, менее увлеченными компьютерными играми. У мальчиков отмечается рост самоуважения при высоких игровых результатах. Девочки же,
наоборот, не связывают самоуважение со своим компьютерным опытом и достижениями в играх.

Главный вопрос всех споров и волнений касается пользы и вреда компьютерных игр и игрушек. Считается, что активное увлечение виртуальной реальностью негативно сказывается как на эмоциональном, так и на интеллектуальном развитии ребенка. Основанием для таких суждений служит, как правило, не всегда осознаваемое сравнение сегодняшнего ребенка, умело манипулирующего джойстиком, с ребенком двадцати - тридцатилетней давности, хорошо знакомым сегодняшнему взрослому по его собственному детству. Образ жизни современного ребенка так не похож на ностальгические прежние формы детского досуга, поведения, творчества, что побуждает родителей, педагогов, журналистов обнаруживать самые разнообразные причины отклонения нынешних детей от устоявшихся в прошлом эталонов нормального, полноценного развития. Раннее приобщение к миру новейших информационно-коммуникативных технологий (компьютеру и различным теле-, видео-, аудиосистемам) — одна из наиболее часто звучащих причин. Вследствие этого, как подтверждают и некоторые психологи, у ребят падает интерес к чтению, беднеет словарный запас, снижается способность к словесному творчеству, скудеют ассоциативные образы, дети не могут описать словами свои ощущения и переживания.

Современные дети, считают обеспокоенные взрослые, не включены в коллективно - досуговые формы общения, столь распространенные в недавние годы. Те, прежние, разрушены, а новые не рождаются, так как реальную жизнь и реальное общение с лихвой заменяют нынешним детям компьютер, телевизор... И даже влюбляются теперь подростки через Интернет. По мнению критически настроенных взрослых, эти ребята менее активны в общении, творчестве, познании — новейшие коммуникативные средства делают их пассивными потребителями информации. Ранний контакт с миром рационального, логического снижает их эмоциональность, чувствительность, способность сопереживать другому человеку. Жесткость мышления, клишированность сознания, упрощение картины мира, отчуждение от живой природы, агрессивность, тревожность... Что только не связывают с вредным влиянием компьютеров. Если собрать всё вместе, — современный ребенок, зараженный компьютерным вирусом, будет выглядеть настолько беспомощным и нежизнеспособным, что многие родители будут вынуждены прибегнуть к крайним мерам и оградят ребенка от соприкосновения с виртуальным миром. Но так ли уж несчастны на самом деле те ребята, что увлеченно проводят время вместе с героями компьютерных игр? Так ли уж они искалечены, невротичны и ограниченны? Необходимо ли спасать их от современной цивилизации?

И двадцать лет назад далеко не все дети увлекались чтением, не все могли бойко и связно описывать свои ощущения, передавать свои мысли. Были дети, склонные к математике, технике, творчеству, а кто-то проводил время во дворе, в компании любителей "пошалить", в спортивном зале или слушая пластинки и магнитофонные записи. И разве не формировали у советских детей клишированность сознания и упрощенную картину мира? Те дети формально больше общались, проводили друг с другом больше времени, поскольку взрослыми поощрялись совместные формы досуга — коллективные походы в театр, кино, на природу, собрания, всякого рода конкурсы... Но истинного общения — эмоционального, доверительного, задушевного — было, наверно, столько же, сколько и у современных детей. Практически каждый ребенок скажет, что у него есть один или два-три друга — как в прежние годы, так и сейчас. А качество дружбы не поддается измерению. И двадцать лет назад были дети, которые не могли найти себе друга и страдали от одиночества. И сейчас есть дети, которые любят природу, походы, поют под гитару, увлекаются животными, искусством, ручными поделками, чтением, хотя в их жизни уже немалое место занимают и виртуальные увлечения.

Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм связывают с уходом от реальности — в этом видят их наибольшее зло. Но избыточное плохо всегда и в любом деле. И в любое время это говорит о наличии каких-то проблем. Чрезмерное увлечение чтением, например, всегда рассматривалось как свидетельство ухода от действительности. Что еще вредного в компьютерных играх? Игры с агрессивными сюжетами, которые, по мнению критиков, провоцируют в детях агрессивное поведение и жестокость? Давайте вернемся к тем временам, когда еще не было компьютеров. Детям читали сказки, рассказывали легенды и мифы разных народов. Сюжеты этих историй были порой не менее жестоки, чем сценарии компьютерных игр, а герои — не менее агрессивны и воинственны. Злые ведьмы, вампиры, оборотни, страшные испытания и увечья, встающие на пути героя, ищущего свое счастье или решающего проблему добра и зла... А непостижимое порой отношение родителей к собственным детям, которых отправляли на явную погибель в лес при "материальных затруднениях"? А враждебные отношения между братьями, сестрами?..

И в те времена было немало деятелей и специалистов, которые не рекомендовали рассказывать детям подобные истории, так как это негативно отразится на их душевном состоянии. Нынешним детям не рекомендуют смотреть боевики и играть в компьютерные игры с агрессивным сюжетом — драками, перестрелками, убийствами. Между тем, в игры с символическим убиванием, игрушечными пистолетами, мечами, схватками, неизбежными потасовками дети играли раньше, играют сейчас и будут играть в будущем. Чем это лучше виртуальных схваток? Эти игры отражают одну из переменных психологической реальности детства. Это потребность детей, а не придуманные для их развлечения или навязанные им игры.
Современные дети — обычные дети с обычными детскими проблемами. Но живут они уже в другой эпохе, соприкасаются с другой реальностью. И они не так наивны по сравнению со своими предшественниками, больше знают о жизни и более склонны ориентироваться на собственные интересы и предпочтения.

Ну а как же те, которых описывают как жертв компьютерных игр, — болезненные на вид, невротизированные, не общающиеся со сверстниками, потерявшие интерес к реально происходящему вокруг? В чем причина их болезненного состояния? Виноват ли здесь компьютер? Косвенно — да. Он сыграл роль "убежища" для уже психологически неблагополучного ребенка. Такую роль в отсутствие компьютера могли бы сыграть телевизор, сигареты, чрезмерно поглощаемые сладости и многие другие опасные пристрастия. Чаще всего это ребенок, обделенный вниманием и пониманием, изолированный в семье, предоставленный самому себе, испытывающий проблемы с учебой или во взаимоотношениях со сверстниками, ощущающий себя заброшенным, нелюбимым, ненужным. Ограничение в доступе к компьютерным играм не решит само по себе сложных психологических проблем такого ребенка.


 

Новости сайта
Поздравляем победителей и лауреатов Всероссийских дистанционных олимпиад по химии и биологии
Наш опрос
Какие УМК по химии (каких авторов) вы используете?

Всего ответов: 148
Архив записей
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz