ВРЕМЯ МУДРОСТИ
День пожилых людей
1 октября празднуется Международный день пожилых людей.
Традиционно в День пожилого человека в школах
организуются разного рода благотворительные
мероприятия – концерты, чаепития для пожилых одиноких людей. Предлагаем
три варианта проведения Дня пожилого человека.
Традиционно в День пожилого человека в школах
организуются разного рода благотворительные
мероприятия – концерты, чаепития для пожилых одиноких людей. Предлагаем
три варианта проведения Дня пожилого человека.
Марина Тыртышная,
ГБОУ РМЭ «Лицей Бауманский»,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл
ГБОУ РМЭ «Лицей Бауманский»,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл
УРОКИ ЖИВОЙ ИСТОРИИ
Основная идея Дня пожилого человека состоит в том, что пожилые люди имеют огромный жизненный опыт и знания, и часто им важно поделиться своим опытом с другими людьми. В честь этой даты стоит организовать в классе необычные уроки – мастер-классы, которые будут вести уважаемые люди города (бабушки и дедушки кого-то из учеников). Пусть в этот день все уроки будут посвящены их опыту и умениям – самым разным: прикладным навыкам или просто воспоминаниям. Ведь воспоминания
стариков во многом сами по себе могут считаться уроками мудрости и истории.
Расписание уроков Дня пожилых людей может быть, например, таким:
● Урок истории – встреча с ветеранами войны, труда, людьми, которые готовы рассказать о своем личном прошлом и прошлом страны или города.
● Урок письма – гости рассказывают о самых запомнившихся им в жизни событиях, а школьники записывают то, что им покажется интересным.
● Урок чтения – учитель просит пожилых людей принести старые письма (возможно, даже военные, если они сохранились), газеты, журналы их молодости. Происходит их
общее чтение и обсуждение.
● Урок музыки – пожилые люди разучивают с ребятами песни, которые они пели в молодости, которые любят и поют сейчас.
● Урок труда – гости делятся со школьниками своими прикладными навыками и умениями (например, вязать носки, печь пироги, выпиливать лобзиком и др.). Скорее всего, многие из этих умений подросткам неизвестны.
● Урок природоведения – учитель просит гостей рассказать подросткам о своих самых необычных путешествиях (их наверняка было в жизни немало). Пусть ребята отметят на карте России или даже мира маршруты этих путешествий.
Завершить день можно общим чаепитием. Впоследствии можно подарить гостям видеозапись их мастерклассов, если будет возможность ее осуществить.
Основная идея Дня пожилого человека состоит в том, что пожилые люди имеют огромный жизненный опыт и знания, и часто им важно поделиться своим опытом с другими людьми. В честь этой даты стоит организовать в классе необычные уроки – мастер-классы, которые будут вести уважаемые люди города (бабушки и дедушки кого-то из учеников). Пусть в этот день все уроки будут посвящены их опыту и умениям – самым разным: прикладным навыкам или просто воспоминаниям. Ведь воспоминания
стариков во многом сами по себе могут считаться уроками мудрости и истории.
Расписание уроков Дня пожилых людей может быть, например, таким:
● Урок истории – встреча с ветеранами войны, труда, людьми, которые готовы рассказать о своем личном прошлом и прошлом страны или города.
● Урок письма – гости рассказывают о самых запомнившихся им в жизни событиях, а школьники записывают то, что им покажется интересным.
● Урок чтения – учитель просит пожилых людей принести старые письма (возможно, даже военные, если они сохранились), газеты, журналы их молодости. Происходит их
общее чтение и обсуждение.
● Урок музыки – пожилые люди разучивают с ребятами песни, которые они пели в молодости, которые любят и поют сейчас.
● Урок труда – гости делятся со школьниками своими прикладными навыками и умениями (например, вязать носки, печь пироги, выпиливать лобзиком и др.). Скорее всего, многие из этих умений подросткам неизвестны.
● Урок природоведения – учитель просит гостей рассказать подросткам о своих самых необычных путешествиях (их наверняка было в жизни немало). Пусть ребята отметят на карте России или даже мира маршруты этих путешествий.
Завершить день можно общим чаепитием. Впоследствии можно подарить гостям видеозапись их мастерклассов, если будет возможность ее осуществить.
СИЛА ДУХА
Еще одна возможность отметить День пожилого человека – совместная игровая программа для пожилых людей и учеников. Гости и школьники рассаживаются в классе так, чтобы в середине было место для конкурсов.Часто по привычке произносят: «Старость – не в радость». Но многие из пожилых людей, живущих в разных странах мира, считают совсем по-другому. Ведущий предлагает участникам узнать о необычных победах пожилых людей в разных странах мира и попробовать повторить их достижения. Интересно проверить, к чему приведет соревнование между мудростью и молодостью.
Разминка
Игроки делятся на команды. Каждой группе предстоит составить как можно больше слов из букв, входящих в слова «молодость» и «мудрость». Затем участникам надо придумать четверостишия с этими словами. Они станут девизами команд.
Тяжеловесы счета
Ведущий рассказывает участникам, что жительница штата Пенсильвания Андора Куинби начала заниматься тяжелой атлетикой в возрасте 78 лет. На недавно прошедших
соревнованиях она подняла в тяге к поясу штангу весом 45 килограммов при собственном весе 56 килограммов и возрасте 88 лет. Игрокам предлагается попробовать свои силы если не в поднятии штанги, то, по крайней мере, в подсчете. Задача – подсчитать сумму всех букв в именах участников команды-соперницы. Номер каждой буквы соответствует ее порядку в алфавите. Каждый из игроков будет представляться только после комплимента, сказанного другой командой (или представителями команд по очереди).
Маршрут лыжника
Житель Японии Миура Кэйдзо в возрасте 70 лет спустился на лыжах по леднику Шангри на горе Эверест, а также по кратеру с вершины горы Килиманджаро. Отпраздновав свое столетие, он по-прежнему более шести месяцев в году проводит на лыжных склонах. Ведущий предлагает последовать его примеру. Задача команд – найти на рисунках-лабиринтах (Приложение 1) спуски для лыжников. Каждая группа должна провести лыжника по лабиринту своим цветом маркера.
Спортивный плакат
Не отстают в спортивных достижениях и пожилые жители России. Бывший шахтер москвич Михаил Котляров преодолел марафонскую дистанцию за 4 часа 17 минут, когда ему было 78 лет. В свои нынешние 87 лет он по-прежнему бегает ежедневно, зимой купается в проруби и отжимается без перерыва 130 раз. Предлагается поддержать его рекорд. Задача участников – собрать из кусочков мозаики плакат со словами «Так держать!».
Корона для королевы
Кроме спортивных достижений, пожилые дамы могут попробовать себя в конкурсах красоты. Впервые в мире такой конкурс был проведен в Швейцарии. Главный критерий конкурса – быть старше 70 лет. Первой королевой такого конкурса красоты стала жительница Женевы Леонтина Валлад. Можно провести такой конкурс и в День пожилого человека. Задача каждой команды – смастерить из заготовок корону для победительницы конкурса.
Дело жизни
Одним из стимулов чувствовать полноту жизни может быть работа, особенно если это – дело всей жизни. Примером может служить самый пожилой таксист Британской столицы – 92-летний Альфред Коллинз. Он впервые сел за руль кэба в далеком 1937 году, а оставил работу лишь несколько лет назад, проведя за рулем почти 70 лет. Задание, посвященное этому человеку, состоит в том, чтобы каждый из участников (представителей команд) назвал как можно больше профессий. Названия записываются на листочках и подсчитываются. На выполнение дается 5−7 минут.
Ведущий подводит итоги и сообщает: не важно, кто победил по баллам. Главное, что мудрость получила заряд бодрости, а молодость – урок мудрости. Программа заканчивается награждением и чаепитием.
ПУТЬ ДОБРОТЫ
Дню пожилого человека можно посвятить в классе час общения. Педагог во вводной беседе напоминает, что мир вступил в XXI век. Человечество за тысячелетия превратилось в homo sapiens – человека разумного и цивилизованного, как само считает. Но, развив интеллект, оно вместе с тем стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих превратились в главную ценность, а что такое вера, любовь, совесть и милосердие, постепенно забывается.
Особенно ярко это видно на отношении к старикам (Приложение 2). Учитель предлагает школьникам порассуждать, что означают в сегодняшней жизни такие понятия,
как милость, милосердие, доброта, благотворительность. После обсуждения ребята делятся на команды и получают задания.
Поиск определений
Каждая команда получает набор карточек (Приложение 3). Задание - придумать предложения, в которых были бы использованы понятия, написанные на карточках:
● милость;
● милосердие;
● доброта;
● благотворительность.
Создание синквейна
Задача каждой команды – написать синквейн к слову «Милосердие».
Cинквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам (Приложение 4). Все написанные синквейны комментируются остальными группами.
Обсуждение афоризмов
Представители команд вытягивают карточки с высказываниями великих людей о милосердии (Приложение 5). Команды должны обсудить между собой, как их участники понимают эти высказывания. Затем группы по очереди озвучивают свое мнение, и оно обсуждается остальными командами.
Вопросы для обсуждения могут быть такими:
● Как вы думаете, нужны ли эти качества в нашем обществе? Почему вы так думаете?
● Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
Социальный плакат
Задание каждой команде – нарисовать плакат, привлекающий внимание к тем социальным проблемам, где необходимо проявление милосердия. При желании вместо плаката участники могут сделать коллаж, используя вырезки из старых журналов.
Каждая команда получает текст рассказа (Приложение 6), который нужно прочитать, обсудить в группе, а затем высказать свои впечатления о прочитанном. Вопросы для обсуждения в группах могут быть такими:
● Какими предстают перед вами образы героев этих рассказов?
● Какие чувства вызывают у вас герои этих рассказов? Почему?
● Встречали ли вы в своей жизни ситуации с пожилыми людьми, похожие на эти? Расскажите о них.
● Что вы чувствуете, о чем думаете, когда встречаете стариков на улице в подобных ситуациях? Замечаете ли вы их вообще?
Инсценировка
Ведущий предлагает ребятам представить, что чувствуют пожилые люди, которые часто плохо слышат или плохо видят, с трудом ориентируются в быстро меняющейся информации. Любой из участников при желании может побывать в роли плохо видящего или слышащего пожилого человека. Разыгрывается ситуация обращения в ДЭЗ. Добровольцам (представителям команд) предлагается решить задачу – получить справку в домоуправлении о том, сколько им лет и где они прописаны. Одному из подростков придется сделать это с повязкой на глазах. С другим участником ребята, изображающие работников ДЭЗа, будут объясняться только жестами. После выполнения задания школьники рассказывают о своих ощущениях, обсуждают их.
Завершить час общения можно обсуждением идеи проекта «Дежурный по…», посвященным той помощи, которую школьники могут оказать пожилым людям своего района или города.
Приложение 1 "Лабиринты" >>>
Приложение 2 "Текст" >>>
Приложение 3 "Карточки" >>>
Приложение 4 "Правила написания синквейна" >>>
Приложение 5 "Афоризмы" >>>
Приложение 6 "Рассказы для обсуждения" >>>