Меню сайта
Погода в Ногинске
Живой календарь
Мини-чат
Новости
|
Контекстные задачи по химииВо ФГОС обозначено, что «метапредметные результаты включают в себя основные универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу ключевых компетенций школьников». Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству и коммуникации. «Чтобы выявить мотивацию к обучению, определить ценностные установки, целесообразно воспользоваться социологическими методами: наблюдение, работа с документальными источниками, анкетирование и др.». Измерить и оценить метапредметные результаты можно при помощи таких инновационных средств, как контекстные задачи, кейсы, проект, исследование, проектная задача и др. К контекстным относят задачи, содержание которых отражает ситуации, часто встречающиеся в реальной бытовой, производственной, общественной жизни. Основной единицей их содержания является проблема. Контекст создает условия для использования имеющихся у учащихся теоретических знаний, оказывает влияние на интерпретацию полученных результатов. Наибольшее количество представленных в современной методической литературе контекстных задач основано на двух подходах: историческом и практико-ориентированном. Опыт работы учителя показал, что у учащихся большой интерес вызывают вопросы о применении химических соединений в их будущей профессиональной деятельности, влиянии различных веществ на здоровье человека, возникновении экологических проблем. При разработке контекстных задач следует учитывать следующие принципы:
Ситуация, описанная в задании, предназначена для комплексной проверки уровня подготовленности школьника, так как оцениваются не изолированные знания, а интегрированные качества личности, уровень развития ключевых компетенций школьников на основе знаниевой базы, которая заложена в образовательный стандарт. Контекстные задачи должны быть интересны ученику и не содержать подсказку, направленную на решение поставленной проблемы. Ниже приведены контекстные задачи, которые можно рекомендовать для выявления метапредметных результатов и оценивания сформированности у учащихся универсальных учебных действий (профильный уровень). Ко всем задачам приведены ответы и указания к решению. Задача № 1Вода может замерзнуть в трубопроводе при температуре +20 °C, если в этой воде присутствует метан (если быть точнее, из воды и метана образуется газовый гидрат). Молекулы метана «расталкивают» молекулы воды, так как занимают больший объем. Это приводит к понижению внутреннего давления воды и повышению температуры замерзания (Энциклопедия полезных знаний: http://98zp.blogspot.ru/2015/12/blog-post_11.html).
Задача № 2По данным космических исследований, атмосфера Венеры в основном состоит из оксида углерода(IV) и азота. А также содержит некоторое незначительное количество кислорода, паров воды и сернистого газа. На планете присутствуют облака из серной и азотной кислот. Температура венерианской атмосферы достигает примерно 400 °С, а атмосферное давление примерно в 92 раза больше, чем на Земле. В атмосфере постоянно возникают мощные электрические разряды. Венера (утренняя звезда)
Задача № 3Среди многочисленных химических элементов названия некоторых относятся к женскому роду. Два из таких элементов А и Б образуют соединение В красного цвета, встречающееся в природе. При действии на вещество В смеси двух кислот Х и У, взятых в соотношении 1 : 3, образуется раствор, содержащий кислоту Z в состав которой входит элемент А. При обжиге В в кислороде образуется простое вещество, состоящее из элемента Б. При действии концентрированного раствора кислоты Z на магний выделяется газ Г. Если пропустить Г через раствор нитрата двухвалентного металла (соль содержит 62,54 % металла), то в осадок выпадает вещество Д черного цвета.
Задача № 4У мочи в древности было много применений, которые, пожалуй, сейчас никому не придут в голову. Древние греки, заметив, что моча обладает ярко выраженными антисептическими свойствами, промывали ей раны и даже использовали в качестве ополаскивателя для рта. У древних римлян собранную мочу продавали в мастерские по пошиву одежды – ее использовали для очистки шерсти от грязи, а иногда и вымачивали в ней ткани перед окраской. Алхимики на протяжении многих веков пытались получить из нее золото. Отставной солдат Хенинг Бранд в 1669 году получил простое вещество, атомы которого входят в состав минеральных удобрений, путем нагревания мочи, песка и угля. В состав мочи входит вещество, называемое мочевиной. Мочевину можно синтезировать при нагревании углекислого газа и аммиака (в соотношении 1 : 2; с образованием воды) под давлением. В настоящее время мочевина иногда используется в качестве добавок к жевательным резинкам.
Задача № 5Безопасное стекло было изобретено случайно. В 1903 году французский химик Эдуард Бенедиктус нечаянно уронил колбу, заполненную нитроцеллюлозой. Стекло треснуло, но не разлетелось на мелкие кусочки. Поняв, в чем дело, Бенедиктус изготовил первые лобовые стекла современного типа, чтобы уменьшить количество жертв автомобильных аварий.
Задача № 6Исследователи полагают, что первые украшения и предметы из серебра появились в древнем Египте. Произошло это примерно в 500 году нашей эры. Серебро не встречается в идеально чистом виде в природе, поэтому оно очень ценилось людьми в древности. Даже золото порой было менее ценным в глазах наших предков. Более того, серебру придавали символическое, а также магическое значение. Считалось, что оно обладает некой неземной силой. Антикварные серебряные украшения Если у вас почернели столовые приборы из серебра, их можно легко очистить. Для этого нужно сложить их в емкость, в которой на дне будет находиться алюминиевая фольга. Поверх приборов насыпать до трех столовых ложек пищевой соды, снова положить пищевую фольгу и залить емкость кипятком. Через пятнадцать минут следует промыть приборы проточной водой, и снова их использовать в быту. Так можно почистить столовые приборы в домашних условиях.
Задача № 7История знает немало примеров, когда в силу острой необходимости рождались новые оригинальные подходы к решению давно существующих жизненно важных проблем. Так, после окончания Первой мировой войны в Германии, лишенной доступа к нефтяным источникам, назревал жесткий дефицит топлива, необходимого для функционирования мощной военной техники. Располагая значительными запасами ископаемого угля, Германия была вынуждена искать пути его превращения в жидкое топливо. Эта проблема была успешно решена усилиями превосходных химиков, из которых прежде всего следует упомянуть Франца Фишера, директора Института кайзера Вильгельма. В 1926 году была опубликована работа Ф. Фишера и Г. Тропша «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении», в которой сообщалось, что при восстановлении водородом монооксида углерода при атмосферном давлении в присутствии различных катализаторов (железо–оксид цинка или кобальт– оксид хрома) при 270 °С получаются жидкие и даже твердые гомологи метана. Так возник знаменитый синтез углеводородов, называемый с тех пор синтезом Фишера–Тропша. Смесь CO и H2 в различных соотношениях, называемая синтез-газом, легко может быть получена как из угля, так и из любого другого углеродсодержащего сырья. Получение алканов по методу Фишера–Тропша протекает на кобальтовом катализаторе по схеме: СО + Н2 → CnH2n+2 + Н2О. Оксид углерода(II) и водород в объемном соотношении 1 : 1 ввели в реакцию при 180 °С, при этом образовалась смесь метана, этана и пропана в молярном соотношении 3 : 2 : 2.
Задача № 8«Об этом сильнейшем моющем и отбеливающем средстве я слышала от дореволюционных старушек. Найти его в готовом виде не удастся. Не спрашивайте жавелевую воду в аптеке – вас засмеют. Хотя название ее напоминает одеколон, в парфюмерных магазинах (не говоря уж о хозяйственных) о ней тоже ничего не слыхали. Рецепт жавелевой воды я отыскала в старинной английской книге. Вот он: фунт (примерно 450 г) соды, пинта (примерно 570 мл) кипятка, полфунта хлорной извести, 2 пинты воды. Соду полагается насыпать в большую неметаллическую (стеклянную или керамическую) посудину и добавить кипящую воду, позаботившись, чтобы посуда не лопнула. Отдельно размешайте хлорную известь в холодной воде и дайте полчаса отстояться. Слейте чистую жидкость с осадка, соедините ее с раствором соды, перелейте в бутылку и держите в темном месте». (Н. Коноплева. «Химия и жизнь», 1991, № 6, стр. 67.)
Задача № 9Ранней весной ранним утром, когда температура окружающего воздуха была еще 0 °С, а давление 760 мм рт. ст., три товарища, прогуливая своих собак, увидели пустую бутылку на газоне. «Она пуста», – сказал один из них. «Нет, она полна до краев, и я знаю формулу вещества, которым она наполнена», – сказал другой. «Вы оба не правы», – сказал третий. Пуста ли пустая бутылка?
Задача № 10Врач и естествоиспытатель средневековья Парацельс, изучая взаимодействие металлов (железа и цинка) с раствором серной кислоты, получил газ, который назвал «горючий воздух». Впоследствии французский ученый Антуан Лавуазье получил этот газ при взаимодействии водяного пара с раскаленным железом.
|
Новости сайта
Поздравляем победителей и лауреатов Всероссийских дистанционных олимпиад по химии и биологии Наш опрос
Полезные ссылки
Друзья сайта
Архив записей
|
|