1. «ИНТЕЛЛЕКТ»
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
3. Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креативность, кругозор, интеллектуальный потенциал, практический интеллект, социальный интеллект.
Виды деятельности классного руководителя:
· Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
· Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
· Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
· Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
· Сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Формы внеклассной работы:
· Конкурсы по развитию внимания;
· Интеллектуальные марафоны;
· Вовлечение учащихся в кружки, клубы, спецкурсы, и факультативы;
· Обсуждение результатов учебы в школе, участие в олимпиадах различного уровня.
2. «САМОПОЗНАНИЕ и ОБЩЕНИЕ»
Задачи:
1. Выявление, коррекция и развитие личностных качеств, познание и формирование каждым ребёнком своего «Я», изучение мотивов своих поступков.
2. Развитие умения понимать и принимать себя и других для выстраивания конструктивной линии поведения;
3. Формирование культуры общения в системах «Учитель-ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».
Основные понятия: Общение, эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
Виды деятельности классного руководителя:
· Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материалах диагностики;
· Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
· Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
· Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия как тренинги, дискуссии, часы общения.
Формы внеклассной работы:
· Тематические классные часы;
· Использование различных диагностических методик;
· Тренинги общения учащихся и их родителей;
· Тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
· Праздники, конкурсы.
3. «ЦЕННОСТИ»
Задачи:
1. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
3. Формирование у учащихся ценностного отношения к человеческой жизни;
4. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
Основные понятия: Жизненные ценности и правила, нравственный опыт, самоактуализация и самореализация, нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их ценности, право, долг, права и обязанности, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, гражданская позиция, правонарушение, преступление, ответственность.
Виды деятельности классного руководителя:
· Изучение с учащимися правовых норм государства;
· Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
· Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости
· Развитие волевых качеств ученика;
· Воспитание интереса к самому себе, желания самосовершенствоваться;
· Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
· Тематические классные часы;
4. «ЗДОРОВЬЕ»
Задачи:
1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
3. формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к 2социальным» болезням личности человека.
Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, волевые качества человека для сохранения здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
· Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
· Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом;
· Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.
Формы внеклассной работы:
· Спортивные конкурсы;
· Встречи с родителями, выпускниками школы, активно занимающимися спортом;
· Тематические классные часы;
· Дни Здоровья;
· Встречи с медицинскими работниками;
· Беседы, дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Спортсмены нашей школы»,
«Вредные привычки и как от них избавиться?» и др.
5. «ОБРАЗ ЖИЗНИ и ДОСУГ»
Задачи:
1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
3. Развитие творческой инициативы учащихся; Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстника.
Основные понятия: образ жизни человека, досуг, культура общения, толерантность, творчество.
Виды деятельности классного руководителя:
· Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
· Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности;
· Изучение мнения руководителей внеклассных учреждений об участии учащихся класса в их работе;
· Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
· Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрации достижений учащихся;
· Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы внеклассной работы:
· Празднование памятных дат в жизни учащихся;
· Празднование памятных дат календаря;
· Посещение театров, музеев, выставок;
· Театрализованные представления;
· Фестивали, презентации;
· Конкурсы талантов, марафоны, литературные гостиные и балы.