СЦЕНАРИИ
2. Права и обязанности учащихся
3. Трудный возраст. Проблемы воспитания современных подростков.
Не секрет, что большинство педагогов оценивает подростков (особенно учащихся 8-го и 9-го классов) как наиболее сложный возраст в плане воспитания. Автор статьи размышляет о том, что вообще представляют собой современные подростки и разрешение каких противоречий лежит в основе их воспитания. Павел Степанов, к.п.н., с.н.с. Лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО
4. Дневник на стол! Отметки и оценки в школе.
Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум практически не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные оценки, несомненно, из их числа. Нужны ли отметки? Какие критерии должны стоять за школьными оценками? В каком конкретно виде оценки должны предоставляться ребенку? Мы решили внести свой голос в общий шум вокруг проблемы. Должно же количество когда-то перерасти в качество?! Марина Битянова, к.психол.н.
5. Кого послать за мелом? Работа с гиперактивными детьми.
Что должен знать педагог, чтобы не провоцировать гиперактивных учеников на худшие проявления их натуры? Какие опасности таит избыточная и безосновательная раздача серьезных диагнозов? Об этом говорили сотрудники психологической службы г. Мюнстера (Германия) Хольгер Домш и Керстин Бендер, проводившие семинар в московской школе № 1060 (перевод Владимира Загвоздкина). Елена Куценко.
6. Перезагрузка. Формирование активной жизненной позиции.
То, как будет развиваться молодое поколение, по какому вектору, деструктивному или позитивному, – во многом зависит от тех, кто оказывает влияние на молодежь. С этой точки зрения личностные характеристики взрослого, работающего с подростками, приобретают особое значение. Автор обращается к направлениям и способам саморазвития, самосовершенствования педагогов и психологов, а также использования этих знаний в работе со школьниками. Арина Харитова, психолог, ГБУ СОМО «Психологический центр "Янтарь”», г. Щёлково, Московская обл.
7. Как наше слово отзовется. Особенности работы с билингвами.
Количество мигрантов в нашей стране, особенно в крупных мегаполисах, становится все больше. Как следствие, в наших школах возрастает число особых детей – билингвов: детей, развитие которых происходит на двух и более языках одновременно. Их социализация – дело непростое. Союз педагогов и родителей в этой ситуации
является непреложным условием ее успешности. Татьяна Волкова, Департамент образования, г. Москва, Екатерина Кудрявцева, Университет Грайфсвальда, Германия
8. В тени аватара. Личность в век информации.
Подростки так привыкли к доступности Интернета, что большинство из них пользуется им автоматически, не задумываясь о том, какие разнообразные и богатые возможности он предоставляет для самообразования. Без навыков рефлексии в море информации легко потеряться. Но еще более серьезные опасности угрожают человеческой личности, и их необходимо осознавать. Даниил Дорофеев, д.ф.н., СПбГУТ, г. Санкт-Петербург
9. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ. Из книги «Школа и как в ней выжить»
Кто кем больше в школе управляет – учитель учениками или ученики учителем – вопрос сложный. В этом отрывке из книги издательства «Генезис» представлена небольшая галерея портретов манипуляторов-подростков, а также советы педагогам по распознаванию таковых и выбору лучшей, педагогически верной стратегии. Ирина Млодик
10. ЧТО СКРЫВАЕТ ИХ ВИД. Из книги "Сделать счастливыми наших детей"
Понять, чем подросток интересуется, о чем переживает и каким видит мир вокруг, часто можно по одному его внешнему виду. Атрибуты различных субкультур и их значение – тема, которой посвящен очередной фрагмент книги о подростках совместного проекта журнала PSYCHOLOGIES и издательства CLEVER. Наталья Никитина, Ксения Киселева
11. КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2014 ГОД
12. ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС. Легенды о феях.
Мифологические и сказочные существа интересны не только детям. Они продолжают сопровождать взрослых в большом мире благодаря искусству, а в наши дни – массовой культуре, кино, рекламе. Популярны они и среди подростков. Разнообразие видов фей – неожиданная и увлекательная тема для классного часа. А как ее использовать для проведения школьного праздника или творческого проекта – зависит от педагога. Елена Куценко
13. КАК ТОЛЬКО, ТАК СРАЗУ. Подготовка к серьезному разговору.
Нередко бывает так, что случилась нештатная ситуация, конфликт, и учителю необходимо серьезно поговорить с вовлеченными в него сторонами, чтобы «разрулить» обстановку. Один из способов подготовить к такому разговору, особенно в обстоятельствах, сопряженных с жесткими временными ограничениями, – структурированное письмо. В статье пойдет речь о разговоре, инициатором которого выступаете вы. Дарья Кутузова, к.психол.н.
Это статья-разговор о вечной проблеме отцов и детей. Она предназначена для всех тех, кого интересует, кого касается эта проблема: учителей, родителей, школьников, студентов... Надеемся, что эта статья будет полезна многим. Учителя найдут в ней тему для классного часа или родительского собрания, родители – тему для беседы с собственными детьми, а дети, возможно, просто задумаются...
15. ЖЕНСКИЕ ЗАГАДКИ. Викторина к 8 Марта.
Международный женский день может стать не только поводом поздравить прекрасную половину класса, но и возможностью узнать много интересного о кулинарии, рукоделии, женской красоте. Предложенную автором викторину можно провести, например, как соревнование команды девочек и команды мальчиков. Наталья Белова, г. Тихвин, Ленинградская обл.
16. МОЁ ПРИЗВАНИЕ. Игра по профориентации.
Узнать внешние факты или подробности о какой-либо профессии можно и с помощью интернета. Но чтобы как следует разобраться в самом себе, соотнести свои желания и способности с реальными требованиями современного мира, школьнику пригодится помощь учителя и одноклассников. Марина Тыртышная, ГБОУ РМЭ «Лицей Бауманский», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.
17. ТИХИЕ ОМУТЫ. Агрессия удобных детей.
Страшные события, случившиеся этой зимой в одной из школ, удивили общественность: история из американских фильмов стала реальностью. Но настолько ли она неожиданна и исключительна, какой кажется на первый взгляд? Характерные особенности современности и принципов общения подростков и взрослых говорят об обратном. Автор статьи размышляет о том, как помочь детям справиться с порой невыносимым напряжением жизни. Александр Шадура, психотерапевт, г. Москва
17. ЩАДИТЕ ДЕТСКОЕ САМОЛЮБИЕ. В.А.Сухомлинский.
ЖИВЫЕ ИСТОРИИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ ЖИВЫЕ ИСТОРИИ ГЛАЗАМИ
УЧИТЕЛЕЙ